425

Погребальные обычаи угро-финских народов, к которым относятся и карелы, складывались веками, а начало своё они берут в далёкие языческие времена. Наивные наши предки, не обладая никакими научными знаниями, придумывали свою картину мира, жизни человека на земле и, после смерти, на небе. Этот загробный мир был и привлекателен, и страшил одновременно. Поэтому и зарождались всякие поверья, обряды, обычаи и традиции, без которых не обходилось ни одно погребение. Некоторые из них дожили до наших времён, и люди стараются следовать им.

Что говорят раскопки о погребальных обычаях древних карелов

В конце XIX века на территории, занимаемой нынешним городом Приозёрском Ленинградской области, были случайно найдены карельские могильники XII-XIV веков. В мужских захоронениях обнаружилось в немалом количестве оружие (копья, стрелы, боевые топоры), а также орудия производства; в женских могилах лежали части прялок, иголки, серпы и т.п. Свято веря в загробную жизнь, карелы, хороня своих покойников, полагали, что она мало чем отличается от земной. Там так же живут, занимаются промыслом, пашут, сеют и жнут, воюют, выполняют разную мирную работу. Поэтому их надо было снабдить всем необходимым в загробном мире. Поражала глубина могил, всего 50-60 см при длине 2 метра. Интересно, что финны, соседи карелов, до недавнего времени хоронили умерших в очень неглубоких могилах.

Загробный мир в представлении карелов

После смерти человек попадает в загробный мир — Маналу, где жизнь его души продолжается по тем же правилам, что царят на земле. Властвует над мёртвыми бог Калма со своими помощниками, насылающими болезни, всяческие мучения и напасти. Например, хороня умерших в неглубоких могилах, люди испытывали страх даже от запаха гниения, исходившего от места захоронения. Возникавшие болезни, которые современная наука связывает с антисанитарией, предки карелов считали проделками злобных и мстительных правителей загробного мира — калманвяков из семейства божества Калмы. Страх перед возможными неприятностями заставлял карелов придумывать всякие способы обезопасить себя, задобрить и Калму, и всех его божков. Так зарождались погребальные обычаи, традиции, часть которых соблюдается и в настоящее время.

Природные культы, отразившиеся в погребальных обычаях карелов

Некоторые погребальные обычаи карельского народа связаны с культом солнца и огня. В раскопанных могильниках останки покойных лежали ногами к югу. Даже места для захоронений были выбраны на холмах с наклоном к югу — там тепло, там солнце греет и землю, и человека. Карелы полагали, что и на том свете тепло, излучаемое солнцем, поможет ушедшим в иной мир жить так же хорошо, как они жили на земле. Веря в то, что душа умершего не сразу попадает в загробный мир, а пытается вернуться домой, перед окном ставили зажжённую свечу-солнце, освещая дорогу к дому. После смерти в огне сжигали личные вещи покойного, всевозможные предметы быта, которые он не успел доделать. Считалось, что к ним могли прикоснуться так называемые калмянвяки — злые духи загробного мира — и наслать болезни или смерть, а огонь обладает могучей очищающей силой. В настоящее время медики также рекомендуют утилизировать нательные вещи, в которые покойный был одет перед смертью. Но эта рекомендация не имеет никакого отношения к суевериям, а носит чисто гигиенический характер.

Погребальная тризна

По закопченным каменным кладкам вокруг могил, по обгорелым костям животных, по кускам разбитой глиняной посуды ученые сделали вывод о проводившихся у могильников тризнах — поминальных обедах, которые в поздние времена переросли в домашние поминки. Обычай устраивать надгробные тризны сохранился в некоторых карельских сёлах и в наши дни, как и обычай кормить зерном птиц в дни поминовения на погосте и всю живность во дворе своего дома. Ведь птицы олицетворяли посланников из загробного мира, которые докладывали божеству Калме о том, как живут родственники покойного, чтут и помнят ли о нём. Так что живые старались всячески успокоить потусторонние силы, не вызвать их гнев и немилость.

Надгробные сооружения у карелов

На старых карельских погостах можно найти остатки намогильных сооружений, так называемые домовины или гробницы — низенькие подобия жилых домов с крышей. Крыша покоится на деревянном срубе, вкопанном в землю. В срубе обязательно проделывали окошко. То есть родственники старались как можно лучше устроить жизнь покойного на том свете, даже домик у него был свой. Потом этот обычай несколько изменился, и сейчас на карельских кладбищах можно увидеть намогильные памятники в виде резного столбика с крышей над ним. Называются они столбцами или голбцами. Памятники-столбцы перевязываются белыми полотенцами, на которых спускается в могилу гроб. Иногда на таком памятнике можно увидеть вырезанную птичку — олицетворение души покойного, которая улетела на небо. Такие памятники служат напоминанием о старинном погребальном обычае.

Погребальные традиции карелов в современности

Традиция делать окошко в старинной намогильной домовине сохранилась местами и в наше время, только делают его в боковой части гроба. Чтобы душа покойного быстрее оказалась в другом мире, перед погребением развязывали все узлы (связывали руки, ноги и подвязывали челюсть). Этот обычай соблюдается и сейчас. Покойного, как и раньше, выносят из дома ногами вперёд, чтобы он не смог вернуться. После опускания гроба в могилу каждый из провожавших покойного должен был бросить в могилу горсть земли. Старое верование о необходимости обеспечить покойного едой теперь превратилось в обычай ставить на поминальном столе тарелку с ложкой для покойного, но без еды — его душа сама выберет то, что захочет. Правда, обычай ставить пустую тарелку соблюдается не всегда и не везде. Старые страхи перед смертью заставляют карелов «угостить» усопшего. То же самое делают и в поминальные дни на кладбище. Среди поминальных блюд у карелов остаются обязательными традиционные с давних времён всевозможные рыбные блюда, маленькие открытые пирожки — калитки (аналог наших ватрушек), каша и кисель (овсяный).

Связь времён

Как видим, многие погребальные традиции карелов пришли из язычества, многие укоренились в связи с христианизацией и имеют много общего с православными погребальными традициями славян. Учёные-археологи узнают много нового о миропредставлении предков современных карелов из раскопок. Так, 30-е годы прошлого века на Южном Оленьем острове, совсем недалеко от знаменитых Кижей, было обнаружено самое древнее карельское захоронение, состоящее из почти 200 погребений. Изучение этого исторического места позволило учёным познакомиться с погребальными традициями, а найденные многочисленные артефакты (более 7000) обогатили знания о зарождении культурных традиций карелов, многие из которых нашли своё продолжение и в современности.

9 октября 2020
Похожие материалы