Порядок действий, совершаемых в христианской традиции после похорон, весьма похож у православных и католиков. Он включает поминовения усопшего, траур, уход за могилой и сооружение могильного памятника. В многочисленных течениях протестантизма порядок действий после похорон в основном та же, но по содержанию у них всё изменились довольно значительно.

У православных

Православные вероучители, считая важными внешние выражения памяти, полагают главным молитвенный долг памяти об усопших. Особыми днями церковных панихид считаются третий, девятый, сороковой и годовщина, причём при отсчёте первым считают день кончины даже если смерть наступила вечером. В эти же дни совершаются предваряемые молитвой поминальные трапезы, на которых вспоминают покойного добрыми словами. Согласно церковным установлениям на поминальном столе не должно быть ни вина, ни водки, чтобы поминки не превращались в заурядное застолье. Не возбраняется поднести ритуальное угощение тем, кто закопал могилу. Это своего рода милостыня, основное назначение которой — создать чувство умиротворения и желание доброжелательно помянуть покойного.

В период траура (от нескольких месяцев до года) основным считается не ношение одежды тёмных цветов и не воздержание от увеселений, а раздача милостыни и совершение молитв в память об усопшем. Если он был крещён, то рекомендуется заказать сорокоуст (поминовение на сорока литургиях) и самим молиться о спасении души. Если же покойный не был крещён или покончил жизнь самоубийством, то возносятся лишь домашние молитвы. Богоугодным считается совершение добрых дел в память об умершем.

Регулярный уход за могилой и возложение символизирующих вечную жизнь венков в форме креста из ветвей ели, кипариса или можжевельника с живыми цветами одобряются православной церковью. Не рекомендуются пластмассовые изделия и искусственные цветы. В любом случае при посещении могилы главным является совершение молитвы за упокой души покойного. По традиции могилы родных и близких навещают на Радоницу, девятый день после Пасхи. В этот день принято поминать усопших, наводить порядок около могил.

После погребения в ногах могилы устанавливают временный деревянный крест, который через год заменяют постоянным памятником из более долговечного материала. Предпочтение отдаётся памятникам в форме восьмиконечного креста из металла, мрамора или гранита. Допускаются кресты другой формы, но без лишних украшений и деталей

У католиков

В современных католических богослужебных книгах не выделяют особые поминальные дни кроме годовщины. До прошлого века упоминались третий, седьмой и тридцатый дни. По большей части католики продолжают придерживаться этих дней. В храмах в поминальные дни заказываются заупокойные богослужения, мессы. Считается, что заупокойная месса помогает душе покойного быстрее попасть в рай. Какие-либо угощения на кладбищах у католиков не приняты. На поминки в доме, кафе или ресторане родные и близкие покойного собираются, чтобы вспомнить покойного и воздать ему дань уважения. Особые предписания по меню поминального стола отсутствуют, не рекомендуются лишь алкогольные напитки. На поминках произносятся католические молитвы.

Строгие правила по продолжительности траура церковью не установлены. Но по традиции его длительность обычно от полугода до года. По отношению к дальним родственникам траур выдерживают около трёх месяцев. В период траура носят одежду чёрного цвета, либо в наряде должен присутствовать хотя бы один предмет чёрного цвета. Воздерживаются от вступления в браки и от участия в бурных празднествах.

У католиков принято ежегодно посещать могилы родных и близких 2 ноября, в день Всех Святых. При этом наводят порядок на могилах. Молятся святым о помощи усопшим, делая для этого четыре остановки по пути на кладбище и одну — на обратном пути. Заказывают в храмах заупокойные мессы.

Католический могильный памятник может быть в форме четырёхконечного креста, устанавливаемого у головы погребённого. Реже встречаются памятники в форме саркофага, склепа или монумента со скульптурным изображением Мадонны или другого святого.

У протестантов

Поминальные молитвы отвергаются в протестантизме. Считается, что они никак не влияют на загробную участь умершего, всё определяется истинностью его веры. После похорон протестанты не готовят поминальную трапезу, считая, что пожертвования на добрые дела богоугоднее совместного насыщения. Они приходят в дом умершего, чтобы почтить память усопшего пением псалмов, чтением Евангелия и воспоминаниями о его жизни.

Единые установления по соблюдению траура у протестантов отсутствуют. Многие из них считают, что смерть — это воссоединение с богом, и глубокий траур не очень уместен. Поэтому вместо традиционных траурных одежд черного цвета многие протестанты надевают белые.

Как и католики протестанты массово посещают могилы родных и близких осенью. Но у них это происходит в День поминовения усопших, в последнее воскресенье перед адвентом, четырёхнедельным периодом ожидания Рождества. В это время протестанты вспоминают своих умерших, при необходимости что-то поправляют на могилах.

Памятники у протестантов не обязательно имеют форму креста, допускаются различные формы. По преимуществу это прямоугольные плиты с надписями и несложными гравировками. Оградки не ставятся, разграничение примогильных участков отсутствует.

Похожие материалы