668
Опубликовано: 18.12.2022 05:00

Тема смерти всегда была одной из самых таинственных в мировой и русской классической литературе. Изучение и глубокий анализ поступков живых людей неминуемо привел её к изучению мира мертвых. В итоге в ней появились самые разные персонажи: от незваных гостей с того света до умерших родственников героев. Каждый из них обладал своими достоинствами и пороками, сеял страх и трепет.

Содержание:
Время прочтения: 3 минуты

Оживший мертвец

Стоит вначале разобраться в терминологии. Некромантия – это умение общаться с миром мертвых, а людей, которые умели вызывать мертвецов, звали некромантами. Данная тема была одной из самых мистических в мировой и, в частности, в русской литературе. Мертвый человек не всегда исчезает из сюжета, а порой остается в мире живых, активно вмешиваясь в повествование. Некоторые из них были осязаемыми и даже способными на тактильный контакт с живым человеком.

Такие ожившие мертвецы могли претерпеть метаморфозу и переродиться в другое существо с иными чертами лица и тела, отказываться от привычного человеческого рациона питания, как, например, вампиры, или же претерпеть полное изменение и стать животным наподобие оборотня. Многие же мертвецы не изменялись после смерти, а продолжали существовать в своем облике, вмешиваясь в сюжет и оказывая воздействие на главного героя или антагониста, имея зачастую алчные мотивы, связанные с деньгами или любовью.

Например, в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» в сюжет вновь возвращается умершая графиня, чтобы поставить точку в финансовых делах. Имея при себе корыстный мотив, обманывает главного героя Германна, который едва не завладел богатством.

В повести М. Ю Лермонтова «Штосс», которую поэт не успел закончить, в сюжете появляется призрак старика с портрета. Он приходит каждую ночь и начинает играть в штосс с героем повести, постоянно делая одну и ту же ставку каждую ночь. На кону оказывается девушка-призрак с того же портрета. Мотивом может служить отчаянное желание старика и дочери выйти из замкнутого круга. Разорвать круг и уйти в могилу можно лишь проиграв герою. Но старик продолжает выигрывать каждую ночь.

Многие задумывались - к чему снится умерший человек? Частично попытался поднять данную тему И. С. Тургенев. В «таинственной» повести молодая актриса Клара совершила самоубийство из-за главного героя, Аратова, с целью заставить его полюбить себя. Она является под видом призрака к главному герою. Её мотив – любовь, и лишь она ею движет. В полутьме Аратов признается ей во взаимных чувствах и даже оказывается способным прикоснуться к её губам и почувствовать их теплоту. От прихода к нему Клары он падает в обморок. Очнувшись, он строит планы воссоединения с покойницей и лишь его собственное самоубийство кажется ему логичным решением проблемы воссоединения.

Гоголевский мистицизм

Н. В. Гоголь ещё при жизни был очень мнительным и суеверным человеком, у которого сформировалось особое отношение к смерти и ко всему потустороннему. Обладая слабым здоровьем с рождения, его впечатлительность, внимательность к мелочам и невероятно богатое воображение поражало. Ещё в произведениях раннего периода Гоголь часто прибегал к мистике. Например, нередко упоминались доверительные отношения с животными (собакой, свиньёй).

Настоящая слава пришла к писателю после сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вводит в рассказы нечистую силу, о которой давно было известно из устного фольклора: ведьмы, вурдалаки, упыри, мертвечина фигурируют во многих произведениях. Мистические персонажи зачастую являются второстепенными действующими лицами, однако оказывают на главных героев влияние. Каждый из таких существ по-своему колоритен и имеет отличительные черты. Например, чёрт у Гоголя отличался «узенькой мордочкой» и «круглым пяточком», как у свиньи.

Николай Васильевич наделил нечистую силу гротескными, комичными чертами. Сделано это было с расчетом на превосходство живых существ над мертвыми. Даже в самом названии «нечисть» содержится комизм и высмеивание подобных созданий.

Вопрос и ответ

Кто является прототипом «Пиковой дамы» в повести Пушкина?

Прототипом является княгиня Н. П. Голицына, а сюжет повести был подсказан Пушкину её родственником, молодым князем Голицыным. По его собственным словам, старая княгиня когда-то посоветовала ему поставить деньги на три карты, что он и сделал, вернув себе состояние.

Когда в русской литературе появилась тема о «живых мертвецах»?

Образ ожившего покойника восходит к первой трети XIX века и, как правило, преобладает в романтизме.

Правда ли, что Н. В. Гоголь боялся быть похороненным заживо?

После перенесенной болезни Николай Васильевич стал мнительным. У писателя развилась боязнь проснуться в гробу после собственных похорон. Данная болезнь имеет название «тафофобия».

Образ мертвеца в русской литературе: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Образ мертвеца в русской литературе», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Образ мертвеца в русской литературе». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/obraz-mertvetsa-v-russkoy-literature/
Образ мертвеца в русской литературе
Образ мертвеца в русской литературе
Тема смерти всегда была одной из самых таинственных в мировой и русской классической литературе. Изучение и глубокий анализ поступков живых людей неминуемо привел её...
Образ, мертвеца, в, русской, литературе
Тема смерти всегда была одной из самых таинственных в мировой и русской классической литературе. Изучение и глубокий анализ поступков живых людей неминуемо привел её к изучению мира мертвых. В итоге в ней появились самые разные персонажи: от незваных гостей с того света до умерших родственников героев. Каждый из них обладал своими достоинствами и пороками, сеял страх и трепет. Содержание: Время прочтения: 3 минуты Оживший мертвец Гоголевский мистицизм Оживший мертвец Стоит вначале разобраться в терминологии. Некромантия – это умение общаться с миром мертвых, а людей, которые умели вызывать мертвецов, звали некромантами. Данная тема была одной из самых мистических в мировой и, в частности, в русской литературе. Мертвый человек не всегда исчезает из сюжета, а порой остается в мире живых, активно вмешиваясь в повествование. Некоторые из них были осязаемыми и даже способными на тактильный контакт с живым человеком. Такие ожившие мертвецы могли претерпеть метаморфозу и переродиться в другое существо с иными чертами лица и тела, отказываться от привычного человеческого рациона питания, как, например, вампиры, или же претерпеть полное изменение и стать животным наподобие оборотня. Многие же мертвецы не изменялись после смерти, а продолжали существовать в своем облике, вмешиваясь в сюжет и оказывая воздействие на главного героя или антагониста, имея зачастую алчные мотивы, связанные с деньгами или любовью. Похороны с погребением на кладбищах СПб и области Похороны с кремацией захоронение праха Конфессиональные похороны обряды и традиции Например, в произведении А. С. Пушкина «Пиковая дама» в сюжет вновь возвращается умершая графиня, чтобы поставить точку в финансовых делах. Имея при себе корыстный мотив, обманывает главного героя Германна, который едва не завладел богатством. В повести М. Ю Лермонтова «Штосс», которую поэт не успел закончить, в сюжете появляется призрак старика с портрета. Он приходит каждую ночь и начинает играть в штосс с героем повести, постоянно делая одну и ту же ставку каждую ночь. На кону оказывается девушка-призрак с того же портрета. Мотивом может служить отчаянное желание старика и дочери выйти из замкнутого круга. Разорвать круг и уйти в могилу можно лишь проиграв герою. Но старик продолжает выигрывать каждую ночь. Многие задумывались - к чему снится умерший человек? Частично попытался поднять данную тему И. С. Тургенев. В «таинственной» повести молодая актриса Клара совершила самоубийство из-за главного героя, Аратова, с целью заставить его полюбить себя. Она является под видом призрака к главному герою. Её мотив – любовь, и лишь она ею движет. В полутьме Аратов признается ей во взаимных чувствах и даже оказывается способным прикоснуться к её губам и почувствовать их теплоту. От прихода к нему Клары он падает в обморок. Очнувшись, он строит планы воссоединения с покойницей и лишь его собственное самоубийство кажется ему логичным решением проблемы воссоединения. Гоголевский мистицизм Н. В. Гоголь ещё при жизни был очень мнительным и суеверным человеком, у которого сформировалось особое отношение к смерти и ко всему потустороннему. Обладая слабым здоровьем с рождения, его впечатлительность, внимательность к мелочам и невероятно богатое воображение поражало. Ещё в произведениях раннего периода Гоголь часто прибегал к мистике. Например, нередко упоминались доверительные отношения с животными (собакой, свиньёй). Настоящая слава пришла к писателю после сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вводит в рассказы нечистую силу, о которой давно было известно из устного фольклора: ведьмы, вурдалаки, упыри, мертвечина фигурируют во многих произведениях. Мистические персонажи зачастую являются второстепенными действующими лицами, однако оказывают на главных героев влияние. Каждый из таких существ по-своему колоритен и имеет отличительные черты. Например, чёрт у Гоголя отличался «узенькой мордочкой» и «круглым пяточком», как у свиньи. Николай Васильевич наделил нечистую силу гротескными, комичными чертами. Сделано это было с расчетом на превосходство живых существ над мертвыми. Даже в самом названии «нечисть» содержится комизм и высмеивание подобных созданий.
2022-12-18T05:00:00+03:00
2022-12-18T05:00:00+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
132
149