2843
Опубликовано: 11.01.2023 05:00

Тенгрианство – исконная религия тюркских и монгольских народов. Данное вероисповедание имеет все признаки язычества, божествами являются силы природы, верховный бог – Кюк-Тенгри (Синее Небо). Несмотря на то, что тенгрианство было вытеснено христианством и исламом, многие элементы данного верования всё ещё сохранились в обрядах тюрко-монгольских народов, особенно при проведении похорон.

Основные элементы тенгрианства

Тенгрианство исповедовалось долганами, телеутами, шорцами, якутами, хакасами, алтайцами, тувинцами, уйгурами, киргизами. Религия не была полностью заменена другими верованиями, поскольку считалось, что есть два характера преклонения перед божествами. Формально народы приняли ислам, христианство и буддизм, но, по сути, не отказались от уже имевшейся картины мира, в которой присутствовали не только поклонение силам природы, но и культ умерших предков.

Согласно тенгрианству, существовало три мира – верхний, нижний и средний. Также и душа человека (кут) имела в себе три части. Во многих погребальных обычаях число три занимало сакральное значение, например, принято было хоронить человека лишь на третий день, а также трижды происходило перезахоронение шаманов.

Поскольку последователи тенгрианства верили в загробный мир, особое отношение было к умершим членам семьи. Люди считали, что духи предков оказывают огромное влияние на живых, способствуя благополучию своего рода или, напротив, наказывая за что-то. Чтобы задобрить духа, необходимо было не только организовывать поминки, но и проводить человека в загробный мир особым образом.

Ритуал погребения в тенгрианстве

Ритуал погребения в тенгрианстве имел особое значение. Умершего человека клали на горизонтальную поверхность, например, на скамью, омывали тело и подносили к нему пищу, чтобы не обидеть дух покойного. В зависимости от местности, которую занимал тот или иной тюрко-монгольский народ, практиковались различные способы погребения.

Самый распространённый – курганный, поскольку в такое захоронение помещалось больше всего приношений покойному. Народы, поклонявшиеся Тенгри, верили, что в загробном мире человеку понадобится одежда, оружие, предметы домашнего обихода, инструменты и даже животные, особенно конь, ведь на нëм легче и быстрее передвигаться. Особо почтенным людям в могилу могли положить даже раба, хотя в большинстве случаев человека затем высвобождали из кургана, но только после того, как он потеряет сознание. При похоронах женщин основными предметами, возлагаемыми в курган, становились домашняя утварь, наряды и украшения, в качестве жертвенного животного использовали овцу или корову.

Поначалу в жертву приносились не менее двух животных, одно из которых съедали после похорон, а другое умерщвляли и закапывали вместе с покойным. Позже лишь одно животное стали закалывать и есть, а его кости помещали в могилу. Также при погребении в курган клали золото, с помощью него желали задобрить "старшего" духа рода.

Похоронный обряд шамана

Похоронный обряд обязательно проходил под контролем шамана. Только он имел связь с духами и силами природы, и только он знал, как с ними общаться. Шаманы тюрко-монгольских племён входили в транс с помощью различных трав, в том числе ядовитых, чтобы проводить душу умершего в загробный мир. Главными атрибутами шамана были бубен и колотушка, а также его голос. С помощью продолжительного горлового пения шаман имитировал звуки природы – живой и неживой.

При обрядах, проводимых прилюдно, зачастую использовался огонь. Например, после похорон происходило так называемое «кормление огня». В пламя бросали пищу, окропляли его крепкими напитками. Также существовал похоронный обряд прохождения через огонь. Для этих целей разводилось два костра, между которыми с помощью копий и верёвки создавали своеобразный полыхающий мостик, под которым следовало пройти всем членам общины, при этом даже проводили под пламенем крупный скот. Также практиковался обряд сопровождения души покойного в загробный мир. Проводили его через год после похорон. Для этого люди связывали небольшой плот, на котором ночью разводили огонь из веток сухостоя и клали в него ядовитые растения (борщевик, полынь), а затем, под пение шамана отпускали сооружение вниз по реке.

Разумеется, у каждого народа тенгрианство исповедовалось по-разному, но основные черты религии носили общный характер. На сегодняшний день тенгрианство особо распространено в Средней Азии, Южной Сибири и в Поволожье. Данная религия считается неотъемлемой частью культуры малых народов России.

Вопрос и ответ

Какие способы погребения, помимо курганного, использовали последователи тенгрианства?

Некоторые народы, например, шорцы и якуты, вплоть до середины XX века использовали воздушно-аранкасный способ погребения, т. е. хоронили людей в домовинах или привязывали тела к ветвям деревьев. Также практиковалась кремация.

Где организовывали кладбища кочевники?

Кочевники хоронили умерших в основном в степях, при этом место захоронения нередко скрывали. Например, монголы утаптывали с помощью лошадей землю на могиле и могли даже убить случайных свидетелей похорон, ведь нередко захоронения расхищали – золото и оружие интересовало некоторых ушлых людей.

Можно ли в России сейчас проводить языческое погребение?

Можно, если учитывать при этом законодательные нормы. По телефону 8 (812) 500-35-77 Городской Ритуальной Службы имеется возможность получить бесплатную подробную консультацию о различных способах погребения и проведении траурного мероприятия. Линия связи работает круглосуточно.

Похоронные обряды тенгрианства: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Похоронные обряды тенгрианства», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Похоронные обряды тенгрианства». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/pokhoronnye-obryady-tengrianstva/
Похоронные обряды тенгрианства
Похоронные обряды тенгрианства
Тенгрианство – исконная религия тюркских и монгольских народов. Данное вероисповедание имеет все признаки язычества, божествами являются силы природы, верховный бог...
Похоронные, обряды, тенгрианства
Тенгрианство – исконная религия тюркских и монгольских народов. Данное вероисповедание имеет все признаки язычества, божествами являются силы природы, верховный бог – Кюк-Тенгри (Синее Небо). Несмотря на то, что тенгрианство было вытеснено христианством и исламом, многие элементы данного верования всё ещё сохранились в обрядах тюрко-монгольских народов, особенно при проведении похорон. Содержание: Время прочтения: 4 минуты Основные элементы тенгрианства Ритуал погребения в тенгрианстве Похоронный обряд шамана Основные элементы тенгрианства Тенгрианство исповедовалось долганами, телеутами, шорцами, якутами, хакасами, алтайцами, тувинцами, уйгурами, киргизами. Религия не была полностью заменена другими верованиями, поскольку считалось, что есть два характера преклонения перед божествами. Формально народы приняли ислам, христианство и буддизм, но, по сути, не отказались от уже имевшейся картины мира, в которой присутствовали не только поклонение силам природы, но и культ умерших предков. Согласно тенгрианству, существовало три мира – верхний, нижний и средний. Также и душа человека (кут) имела в себе три части. Во многих погребальных обычаях число три занимало сакральное значение, например, принято было хоронить человека лишь на третий день, а также трижды происходило перезахоронение шаманов. Конфессиональные похороны обряды и традиции РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Поскольку последователи тенгрианства верили в загробный мир, особое отношение было к умершим членам семьи. Люди считали, что духи предков оказывают огромное влияние на живых, способствуя благополучию своего рода или, напротив, наказывая за что-то. Чтобы задобрить духа, необходимо было не только организовывать поминки, но и проводить человека в загробный мир особым образом. Ритуал погребения в тенгрианстве Ритуал погребения в тенгрианстве имел особое значение. Умершего человека клали на горизонтальную поверхность, например, на скамью, омывали тело и подносили к нему пищу, чтобы не обидеть дух покойного. В зависимости от местности, которую занимал тот или иной тюрко-монгольский народ, практиковались различные способы погребения. Самый распространённый – курганный, поскольку в такое захоронение помещалось больше всего приношений покойному. Народы, поклонявшиеся Тенгри, верили, что в загробном мире человеку понадобится одежда, оружие, предметы домашнего обихода, инструменты и даже животные, особенно конь, ведь на нëм легче и быстрее передвигаться. Особо почтенным людям в могилу могли положить даже раба, хотя в большинстве случаев человека затем высвобождали из кургана, но только после того, как он потеряет сознание. При похоронах женщин основными предметами, возлагаемыми в курган, становились домашняя утварь, наряды и украшения, в качестве жертвенного животного использовали овцу или корову. Поначалу в жертву приносились не менее двух животных, одно из которых съедали после похорон, а другое умерщвляли и закапывали вместе с покойным. Позже лишь одно животное стали закалывать и есть, а его кости помещали в могилу. Также при погребении в курган клали золото, с помощью него желали задобрить "старшего" духа рода. Похоронный обряд шамана Похоронный обряд обязательно проходил под контролем шамана. Только он имел связь с духами и силами природы, и только он знал, как с ними общаться. Шаманы тюрко-монгольских племён входили в транс с помощью различных трав, в том числе ядовитых, чтобы проводить душу умершего в загробный мир. Главными атрибутами шамана были бубен и колотушка, а также его голос. С помощью продолжительного горлового пения шаман имитировал звуки природы – живой и неживой. При обрядах, проводимых прилюдно, зачастую использовался огонь. Например, после похорон происходило так называемое «кормление огня». В пламя бросали пищу, окропляли его крепкими напитками. Также существовал похоронный обряд прохождения через огонь. Для этих целей разводилось два костра, между которыми с помощью копий и верёвки создавали своеобразный полыхающий мостик, под которым следовало пройти всем членам общины, при этом даже проводили под пламенем крупный скот. Также практиковался обряд сопровождения души покойного в загробный мир. Проводили его через год после похорон. Для этого люди связывали небольшой плот, на котором ночью разводили огонь из веток сухостоя и клали в него ядовитые растения (борщевик, полынь), а затем, под пение шамана отпускали сооружение вниз по реке. Разумеется, у каждого народа тенгрианство исповедовалось по-разному, но основные черты религии носили общный характер. На сегодняшний день тенгрианство особо распространено в Средней Азии, Южной Сибири и в Поволожье. Данная религия считается неотъемлемой частью культуры малых народов России.
2023-01-11T05:00:00+03:00
2023-12-19T23:42:17+03:00
2023
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
132
149