Когда мы читаем сказки или рассказываем их своим детям, мы вряд ли задумываемся о том, кто и зачем придумал эти волшебные истории. Многие не догадываются, что вымышленные персонажи, различные явления и предметы имеют в своей основе отголоски языческих верований наших предков, в том числе и их отношение к смерти.
Богиня Баба-Яга
Мы привыкли что Баба-Яга - это злой персонаж, который любит полакомиться детишками и может принести много бед. В лучшем случае старуха может приютить путника и дать ему магический предмет. На самом деле такое мнение сложилось из-за адаптации сказок с последующим изменением их смысла. В 1928 году знаменитый советский филолог Владимир Яковлевич Пропп издал книгу "Морфология сказки". В ней он представил досконально исследованные корни этих произведений устного народного творчества, которые частично объясняли возникновение многих волшебных персонажей и явлений.
Баба Яга считалась ведьмой. Но кто такие ведьмы? Слово имеет происхождение от двух частей – «веды» и «мать», т. е. женщина, имеющая детей и знания, таковые обычно являлись жрицами. Древние люди не знали, откуда берутся дети, наши предки славяне жили поселениями, женщины у них считались носителями особой силы, поскольку только они могли рожать детей. Часто верховная жрица племени выполняла различные ритуалы и обряды, поэтому языческая культура насыщена матриархатом. Слово "баба" в понимании славян означало "богиня", а " Яга" переводилось как "огонь". В форме "Ëжка" имело значение «ужас».
Если задуматься, огонь является стихией, которая даёт людям тепло, помогает в приготовлении пищи, т. е. дарует жизнь. Но также в пламени сгорают дома и погибают люди. В образе Бабы Яги чётко прослеживается её двоякая сущность. Если вспомнить сказки, у ведьмы костяная нога. Вторая вполне живая, человеческая. Наши предки считали, что Баба-Яга стояла одной ногой в Царстве мёртвых, а другой - в Царстве живых, а её поступки напрямую зависели от личного отношения к герою сказки.
По языческим представлениям, Мир мëртвых от нашего отделяла река Смородина (от слова смрад). Пересечь эту границу между Явью и Навью можно было через Калинов мост (от слова калëный, горячий). Но помочь в этом могла только Баба-Яга. В конце моста был ещё один смотритель - Змей Горыныч (Чудо-Юдо).
Избушка Бабы Яги
Казалось бы, обычная старая изба, правда, на огромных куриных ногах. Нелепая выдумка. Но всё совсем не так. Наши предки, да и древние финские и сибирские коренные народы часто хоронили шаманов и жриц в домовинах. Это особые строения, созданные на близко расположенных друг от друга обрубленных стволах деревьев. Да, корни могли напоминать куриные лапы, но значение слова "курьи" понималось как "окуренные". Стволы окуривали для их защиты от насекомых, которые разрушали структуру древесины, из-за чего домовина могла рухнуть.
Сам двускатный сруб не имел окон, в нём была только одна дверь, которая располагалась в сторону леса. Считалось, что покойный мог воскреснуть, поэтому, чтобы он не шёл в деревню, выход обустраивали на безопасную сторону. Также это было нужно для того, чтобы дух беспрепятственно покинул домовину. Поэтому сказочный герой кричит избушке на курьих ножках: "Повернись к лесу задом, а ко мне передом!"
Но как относиться к тому, что Баба-Яга засовывала детей в печь? Между прочим, так делают и до сих пор, во время народных оздоровительных процедур. Слабых младенцев обёртывают и прогревают. Для этого используют те же вещества, которыми пользовались наши прабабушки - тесто и глину. Поскольку раньше в каждой избе была печь, оздоровительные манипуляции для детей выглядели следующим образом: младенцам делали обёртывания и помещали их в остывшие, но ещё тёплые топки. Зола, содержащаяся на стенках горнила, также помогала укрепить иммунитет, поскольку являлась отличным антисептиком. Баба-Яга, как ведающая мать и покровительница детей и сирот, стремилась помочь больным младенцам, помещая их в тëплую печку.
Кощей Бессмертный – божество или раб?
Кощея Бессмертного по праву можно считать представителем тёмной силы. Ещё у языческих славян был бог Чернобог, который жил в ледяных скалах. Кощея также связывают с Карачуном - зимним божеством лютого холода. Некоторые предполагают, что слово «кощей» с тюркского означает "раб". Это вполне возможно, ведь он являлся заложником своей вечной недожизни.
Наши предки проделали сложный путь с Крайнего Севера, чтобы спастись от заморозков. Поэтому в сказках часто можно встретить на пути в кощеево Царство представителей флоры и фауны этой местности - медведя, зайца, утку, щуку, дуб. Смерть Кощея представляет собой иглу, спрятанную в яйце (символе жизни), которое находится в утке (символе рода), а сама птица спрятана в зайце (символе молодости). Наши предки считали, что для того, чтобы одолеть дух злого мертвеца, нужно разрыть его могилу и найти особую косточку – крестец - и надломить еë. Так и объясняется сложность победы над бессмертным Кощеем.
Наш фольклор хранит в себе много тайн и загадок, которые являются отражениями верований древних славян. Память об истоках необходимо сохранять и беречь, поскольку они принадлежат нашей истории и служат ключом к пониманию событий прошлого и ритуалов настоящего.
Вопрос и ответ
Существовала ли в других странах Баба-Яга?
Многие считают, что происхождение Бабы-Яги имеет индуистские корни - она духовный наставник верования Йоги. Эту теорию подкрепляет ступа - культовое сооружение буддистов. Также свои Бабки -Ëжки есть в тюркской, финно-угорской и европейской культурах.
Как Змей Горыныч связан со смертью?
Образ Змея Горыныча вселял ужас в древних славян, поскольку они считали, что рождëнный огнëм дракон уничтожал посевы и губил людей. Между тем, в религии язычников существовал змей Велес, покровитель урожая, укрощëнный Перуном, но созданный богиней смерти Мораной из змеиного яйца и волоса распутной женщины.
Какой покойник, по представлениям языческих славян, мог воскреснуть?
У нас живых мертвецов называли упырями. Восставшие покойники вредили людям, пили кровь и служили тëмным силам. Вурдалаками становились некоторые колдуны, жестоко убиенные и самоубийцы. С приходом православия в этот список попали ещё и еретики.
Семантика смерти в сказках: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «Семантика смерти в сказках», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Семантика смерти в сказках». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/semantika-smerti-v-skazkakh/
Семантика смерти в сказках
Семантика смерти в сказках
Когда мы читаем сказки или рассказываем их своим детям, мы вряд ли задумываемся о том, кто и зачем придумал эти волшебные истории. Многие не догадываются, что...
Семантика, смерти, в, сказках
Когда мы читаем сказки или рассказываем их своим детям, мы вряд ли задумываемся о том, кто и зачем придумал эти волшебные истории. Многие не догадываются, что вымышленные персонажи, различные явления и предметы имеют в своей основе отголоски языческих верований наших предков, в том числе и их отношение к смерти. Содержание: Время прочтения: 4 минуты Богиня Баба-Яга Избушка Бабы Яги Кощей Бессмертный – божество или раб? Богиня Баба-Яга Мы привыкли что Баба-Яга - это злой персонаж, который любит полакомиться детишками и может принести много бед. В лучшем случае старуха может приютить путника и дать ему магический предмет. На самом деле такое мнение сложилось из-за адаптации сказок с последующим изменением их смысла. В 1928 году знаменитый советский филолог Владимир Яковлевич Пропп издал книгу "Морфология сказки". В ней он представил досконально исследованные корни этих произведений устного народного творчества, которые частично объясняли возникновение многих волшебных персонажей и явлений. Баба Яга считалась ведьмой. Но кто такие ведьмы? Слово имеет происхождение от двух частей – «веды» и «мать», т. е. женщина, имеющая детей и знания, таковые обычно являлись жрицами. Древние люди не знали, откуда берутся дети, наши предки славяне жили поселениями, женщины у них считались носителями особой силы, поскольку только они могли рожать детей. Часто верховная жрица племени выполняла различные ритуалы и обряды, поэтому языческая культура насыщена матриархатом. Слово "баба" в понимании славян означало "богиня", а " Яга" переводилось как "огонь". В форме "Ëжка" имело значение «ужас». Конфессиональные похороны обряды и традиции Гробы для захоронения и кремации Отпевание по православному обряду Если задуматься, огонь является стихией, которая даёт людям тепло, помогает в приготовлении пищи, т. е. дарует жизнь. Но также в пламени сгорают дома и погибают люди. В образе Бабы Яги чётко прослеживается её двоякая сущность. Если вспомнить сказки, у ведьмы костяная нога. Вторая вполне живая, человеческая. Наши предки считали, что Баба-Яга стояла одной ногой в Царстве мёртвых, а другой - в Царстве живых, а её поступки напрямую зависели от личного отношения к герою сказки. По языческим представлениям, Мир мëртвых от нашего отделяла река Смородина (от слова смрад). Пересечь эту границу между Явью и Навью можно было через Калинов мост (от слова калëный, горячий). Но помочь в этом могла только Баба-Яга. В конце моста был ещё один смотритель - Змей Горыныч (Чудо-Юдо). Избушка Бабы Яги Казалось бы, обычная старая изба, правда, на огромных куриных ногах. Нелепая выдумка. Но всё совсем не так. Наши предки, да и древние финские и сибирские коренные народы часто хоронили шаманов и жриц в домовинах. Это особые строения, созданные на близко расположенных друг от друга обрубленных стволах деревьев. Да, корни могли напоминать куриные лапы, но значение слова "курьи" понималось как "окуренные". Стволы окуривали для их защиты от насекомых, которые разрушали структуру древесины, из-за чего домовина могла рухнуть. Сам двускатный сруб не имел окон, в нём была только одна дверь, которая располагалась в сторону леса. Считалось, что покойный мог воскреснуть, поэтому, чтобы он не шёл в деревню, выход обустраивали на безопасную сторону. Также это было нужно для того, чтобы дух беспрепятственно покинул домовину. Поэтому сказочный герой кричит избушке на курьих ножках: "Повернись к лесу задом, а ко мне передом!" Но как относиться к тому, что Баба-Яга засовывала детей в печь? Между прочим, так делают и до сих пор, во время народных оздоровительных процедур. Слабых младенцев обёртывают и прогревают. Для этого используют те же вещества, которыми пользовались наши прабабушки - тесто и глину. Поскольку раньше в каждой избе была печь, оздоровительные манипуляции для детей выглядели следующим образом: младенцам делали обёртывания и помещали их в остывшие, но ещё тёплые топки. Зола, содержащаяся на стенках горнила, также помогала укрепить иммунитет, поскольку являлась отличным антисептиком. Баба-Яга, как ведающая мать и покровительница детей и сирот, стремилась помочь больным младенцам, помещая их в тëплую печку. Кощей Бессмертный – божество или раб? Кощея Бессмертного по праву можно считать представителем тёмной силы. Ещё у языческих славян был бог Чернобог, который жил в ледяных скалах. Кощея также связывают с Карачуном - зимним божеством лютого холода. Некоторые предполагают, что слово «кощей» с тюркского означает "раб". Это вполне возможно, ведь он являлся заложником своей вечной недожизни. Наши предки проделали сложный путь с Крайнего Севера, чтобы спастись от заморозков. Поэтому в сказках часто можно встретить на пути в кощеево Царство представителей флоры и фауны этой местности - медведя, зайца, утку, щуку, дуб. Смерть Кощея представляет собой иглу, спрятанную в яйце (символе жизни), которое находится в утке (символе рода), а сама птица спрятана в зайце (символе молодости). Наши предки считали, что для того, чтобы одолеть дух злого мертвеца, нужно разрыть его могилу и найти особую косточку – крестец - и надломить еë. Так и объясняется сложность победы над бессмертным Кощеем. Наш фольклор хранит в себе много тайн и загадок, которые являются отражениями верований древних славян. Память об истоках необходимо сохранять и беречь, поскольку они принадлежат нашей истории и служат ключом к пониманию событий прошлого и ритуалов настоящего.
2022-10-07T05:00:00+03:00
2022-10-07T05:00:00+03:00
2023-12-23T09:00:10+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
Волков Владислав Алексеевич