923
Опубликовано: 03.09.2021 09:00

Надгробия – это произведения погребального искусства, которое с древнейших времен выполняло многие культурные функции. Так, оно играло значительную роль в погребальных обрядах, также на протяжении тысячелетий умершего снабжали разнообразными предметами, для того чтобы он использовал их в загробной жизни. Погребальное искусство было призвано прославлять прижизненные достижения усопших, быть напоминанием о том, что человек смертен, дабы умилостивить духов, чтобы те не являлись к живым.

Историки считают, что уже неандертальцы, более 50 тыс. лет назад создавали предметы особой эстетики, которые укладывали рядом с умершим. Далее эта традиция прослеживается в истории всех дальнейших цивилизаций: египетские пирамиды и гробницы, китайская терракотовая армия, Галикарнасский мавзолей, некрополь Тадж-Махал. Шедевры погребального искусства создавались преимущественно для богачей и представителей власти, однако и в захоронениях обычных людей обязательно присутствовали предметы, пусть и из числа их скромного имущества.

Очевидно, что на стиль погребальной атрибутики огромное влияние имело искусство определенного периода и страны. Поскольку особое культурное и историческое значение имеют именно богато оформленные могилы знаковых для цивилизации личностей, предметы роскоши, которыми их «упаковывали», являются лучшими образцами декоративного и изобразительного искусства: статуэтки, вазы, украшения, портреты и многое другое.

В дальнейшем погребальное искусство развивалось, освобождаясь от необходимости многочисленных предметов для загробной жизни умершего. А со времен Древнего Рима символом погребального искусства становится памятник и скульптура.

Мемориальное искусство в Петербурге 18 века

Первым кладбищем, основанным в молодом городе на Неве, было ныне утраченное Сампсониевское кладбище (1712 год). На его территории хоронили как представителей богатых сословий, так и простых людей. В тот период в архитектуре и изобразительном искусстве формировался стиль барокко, который прослеживается в основных постройках того времени – Петропавловская крепость, Домик Петра, дворец А. Меньшикова. Он отчетливо отразился на надгробиях того периода. На могилах устанавливалась декоративно оформленная каменная или чугунная плита с эпитафией-послужным списком умершего. Такие плиты сегодня можно увидеть в Лазаревском некрополе Александро-Невской лавры.

Во второй половине 18 века на место барокко пришел стиль классицизм, который перенял основные черты и принципы древнегреческой и древнеримской архитектуры. Поэтому надгробные памятники стали создаваться в иных монументальных формах: в виде саркофагов, колонн, стел, обелисков и других образцов, подражавших античности со свойственной ей любовью к аллегории. Самые яркие образцы мемориалов этого направления также собраны в Лазаревском музее-некрополе, где их установлено около тысячи.

Погребальная скульптура Петербурга в 19 веке

Первая половина 19 века ознаменована расцветом эпохи романтизма. Это «золотой век» русской скульптуры, в том числе и мемориальной. Становится крайне популярным создание надгробий в виде скульптурных изображений, выполненных в невероятно поэтическом ключе. Это фигуры скорбящих ангелов, путти и прекрасных посмертных изображений усопших. Ярким примером служит надгробие майора Карла-Иоганна-Христиана Рейсига на Волковском Лютеранском кладбище, которое представляет собой живописное изображение спящего на саркофаге красивого молодого военного, одетого в парадную форму. Саркофаг украшен причудливыми вензелями, а драпировка покрывала на фигуре выполнена настолько реалистично, что не верится, что это – чугунное литье.

Всю вторую половину 19 столетия можно охарактеризовать как постромантическую. Таинственная мистичность этого жанра сменилась на более «земные» формы. Это связано с развитием общества и изменением его потребностей, религия постепенно теряла свои позиции в искусстве. Общественные интересы были больше направлены на политическую область, решение проблем существующего строя, нежели на интимно-религиозные чувства, ярко воплощенные в творениях периода романтизма. Искусство переживало период обновления, и, как это бывает в подобных случаях, обращаясь к истокам – древнерусскому искусству и следованию «русско-византийскому» жанру.

Надгробия конца 19 и начала 20 века

Во второй половине как такового ярко выраженного стилевого направления в архитектуре и искусстве скульптуры не обозначилось. Часто этот период называют «бесстилье». Но к 1890-м годам наметились новые черты в композиции новых построек и их оформлении. Это асимметрия, декорированность фасадов, прихотливые растительные орнаменты, фризы, украшенные барельефами. Так зародился стиль модерн, который сразу же повлиял на манеру исполнения надгробий. Эти качества соединились с чертами древнего искусства Руси и в результате появились надгробия, ставшие настоящими памятниками культуры. К их числу относится надгробие могилы композитора Н. А. Римского-Корсакова в некрополе Мастеров искусств в Александро-Невской лавре. Оно выполнено в виде новгородского креста на кургане и украшено надписью старинным шрифтом.

В подобном ключе создана скульптура на могиле художника А. Куинджи. Композиция представляет собой фонтан в виде древнерусского храмового портала.

Над мемориалами работают выдающиеся скульпторы, такие как Н. Рерих, Н. Трубецкой, В. Кузнецов. Надгробные шедевры стиля модерн находятся на Смоленском кладбище, Волковском, Никольском. Но основная их часть находится в Лютеранских некрополях.

Погребальное искусство 20 века

С началом Советской эпохи мемориальный жанр стал развиваться по совершенно иному пути. Сперва это было революционное лаконичное содержание – простые каменные тумбы с данными об умершем. Единственный декор – пятиконечная звезда.

Немного позже в искусстве воцарился соцреализм, схожий по манере исполнения с романтизмом. Надгробные памятники выдающихся персон стали выполнять в виде художественных привлекательных образов. Множество ярких примеров находится в некрополе «Литераторские мостки», где захоронены ярчайшие представители науки, культуры и искусства первой половины двадцатого столетия.

В наши дни единого стиля в погребальной пластике не пролеживается. Каждый может заказать какое угодно надгробие в любом жанре и из любого материала, в том числе стекла. Начиная от простых крестов и черных гранитных надгробий, и заканчивая скульптурной композицией или архитектурным ансамблем на могильном участке. Возможности производства позволяют воплотить любой замысел.

Вопрос и ответ

Где находится Сампсониевское кладбище?

Закрытое в 1772 г. кладбище расположено рядом с перекрёстком Большого Сампсониевского проспекта и Гренадёрской улицы. По большей части на его территории застроена современными зданиями.

Что такое путти?

Это изображение маленького мальчика, иногда крылатого. Характерная деталь многих картин эпохи Возрождения.

Каково происхождение названия стиля барокко?

По одной из версий стиль получил своё название от португальского слова, которое обозначало жемчужины, имеющие неправильную искажённую форму.

История развития искусства Петербурга в надгробных памятниках: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «История развития искусства Петербурга в надгробных памятниках», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «История развития искусства Петербурга в надгробных памятниках». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/ritualnaya-atributika/istoriya-razvitiya-iskusstva-peterburga-v-nadgrobnykh-pamyatnikakh/
История развития искусства Петербурга в надгробных памятниках
История развития искусства Петербурга в надгробных памятниках
Надгробия – это произведения погребального искусства, которое с древнейших времен выполняло многие культурные функции. Так, оно играло значительную роль в...
История, развития, искусства, Петербурга, в, надгробных, памятниках
Надгробия – это произведения погребального искусства, которое с древнейших времен выполняло многие культурные функции. Так, оно играло значительную роль в погребальных обрядах, также на протяжении тысячелетий умершего снабжали разнообразными предметами, для того чтобы он использовал их в загробной жизни. Погребальное искусство было призвано прославлять прижизненные достижения усопших, быть напоминанием о том, что человек смертен, дабы умилостивить духов, чтобы те не являлись к живым. Содержание: Время прочтения: 5 минут Мемориальное искусство в Петербурге 18 века Погребальная скульптура Петербурга в 19 веке Надгробия конца 19 и начала 20 века Погребальное искусство 20 века Историки считают, что уже неандертальцы, более 50 тыс. лет назад создавали предметы особой эстетики, которые укладывали рядом с умершим. Далее эта традиция прослеживается в истории всех дальнейших цивилизаций: египетские пирамиды и гробницы, китайская терракотовая армия, Галикарнасский мавзолей, некрополь Тадж-Махал. Шедевры погребального искусства создавались преимущественно для богачей и представителей власти, однако и в захоронениях обычных людей обязательно присутствовали предметы, пусть и из числа их скромного имущества. Очевидно, что на стиль погребальной атрибутики огромное влияние имело искусство определенного периода и страны. Поскольку особое культурное и историческое значение имеют именно богато оформленные могилы знаковых для цивилизации личностей, предметы роскоши, которыми их «упаковывали», являются лучшими образцами декоративного и изобразительного искусства: статуэтки, вазы, украшения, портреты и многое другое. Кладбища Ленобласти подробная информация РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН Кладбища Санкт-Петербурга подробная информация В дальнейшем погребальное искусство развивалось, освобождаясь от необходимости многочисленных предметов для загробной жизни умершего. А со времен Древнего Рима символом погребального искусства становится памятник и скульптура. Мемориальное искусство в Петербурге 18 века Первым кладбищем, основанным в молодом городе на Неве, было ныне утраченное Сампсониевское кладбище (1712 год). На его территории хоронили как представителей богатых сословий, так и простых людей. В тот период в архитектуре и изобразительном искусстве формировался стиль барокко, который прослеживается в основных постройках того времени – Петропавловская крепость, Домик Петра, дворец А. Меньшикова. Он отчетливо отразился на надгробиях того периода. На могилах устанавливалась декоративно оформленная каменная или чугунная плита с эпитафией-послужным списком умершего. Такие плиты сегодня можно увидеть в Лазаревском некрополе Александро-Невской лавры. Во второй половине 18 века на место барокко пришел стиль классицизм, который перенял основные черты и принципы древнегреческой и древнеримской архитектуры. Поэтому надгробные памятники стали создаваться в иных монументальных формах: в виде саркофагов, колонн, стел, обелисков и других образцов, подражавших античности со свойственной ей любовью к аллегории. Самые яркие образцы мемориалов этого направления также собраны в Лазаревском музее-некрополе, где их установлено около тысячи. Погребальная скульптура Петербурга в 19 веке Первая половина 19 века ознаменована расцветом эпохи романтизма. Это «золотой век» русской скульптуры, в том числе и мемориальной. Становится крайне популярным создание надгробий в виде скульптурных изображений, выполненных в невероятно поэтическом ключе. Это фигуры скорбящих ангелов, путти и прекрасных посмертных изображений усопших. Ярким примером служит надгробие майора Карла-Иоганна-Христиана Рейсига на Волковском Лютеранском кладбище, которое представляет собой живописное изображение спящего на саркофаге красивого молодого военного, одетого в парадную форму. Саркофаг украшен причудливыми вензелями, а драпировка покрывала на фигуре выполнена настолько реалистично, что не верится, что это – чугунное литье. Всю вторую половину 19 столетия можно охарактеризовать как постромантическую. Таинственная мистичность этого жанра сменилась на более «земные» формы. Это связано с развитием общества и изменением его потребностей, религия постепенно теряла свои позиции в искусстве. Общественные интересы были больше направлены на политическую область, решение проблем существующего строя, нежели на интимно-религиозные чувства, ярко воплощенные в творениях периода романтизма. Искусство переживало период обновления, и, как это бывает в подобных случаях, обращаясь к истокам – древнерусскому искусству и следованию «русско-византийскому» жанру. Надгробия конца 19 и начала 20 века Во второй половине как такового ярко выраженного стилевого направления в архитектуре и искусстве скульптуры не обозначилось. Часто этот период называют «бесстилье». Но к 1890-м годам наметились новые черты в композиции новых построек и их оформлении. Это асимметрия, декорированность фасадов, прихотливые растительные орнаменты, фризы, украшенные барельефами. Так зародился стиль модерн, который сразу же повлиял на манеру исполнения надгробий. Эти качества соединились с чертами древнего искусства Руси и в результате появились надгробия, ставшие настоящими памятниками культуры. К их числу относится надгробие могилы композитора Н. А. Римского-Корсакова в некрополе Мастеров искусств в Александро-Невской лавре. Оно выполнено в виде новгородского креста на кургане и украшено надписью старинным шрифтом. В подобном ключе создана скульптура на могиле художника А. Куинджи. Композиция представляет собой фонтан в виде древнерусского храмового портала. Над мемориалами работают выдающиеся скульпторы, такие как Н. Рерих, Н. Трубецкой, В. Кузнецов. Надгробные шедевры стиля модерн находятся на Смоленском кладбище, Волковском, Никольском. Но основная их часть находится в Лютеранских некрополях. Погребальное искусство 20 века С началом Советской эпохи мемориальный жанр стал развиваться по совершенно иному пути. Сперва это было революционное лаконичное содержание – простые каменные тумбы с данными об умершем. Единственный декор – пятиконечная звезда. Немного позже в искусстве воцарился соцреализм, схожий по манере исполнения с романтизмом. Надгробные памятники выдающихся персон стали выполнять в виде художественных привлекательных образов. Множество ярких примеров находится в некрополе «Литераторские мостки», где захоронены ярчайшие представители науки, культуры и искусства первой половины двадцатого столетия. В наши дни единого стиля в погребальной пластике не пролеживается. Каждый может заказать какое угодно надгробие в любом жанре и из любого материала, в том числе стекла. Начиная от простых крестов и черных гранитных надгробий, и заканчивая скульптурной композицией или архитектурным ансамблем на могильном участке. Возможности производства позволяют воплотить любой замысел.
2021-09-03T09:00:00+03:00
2023-07-27T11:55:46+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
132
149