570
Опубликовано: 23.11.2021 05:00

Попытки остановить ход времени и увековечить умерших современников люди предпринимают с древних времен. Сохранить облик тех, кто покинул этот мир, пытались различными способами: мастера по камню придавали своим творениям черты почивших, а художники изображали их на рисунках.

Основой ритуальной культуры многих древних народов и цивилизаций был культ бережного отношения к телу усопших. Считалось, что чем лучше сохранятся останки, тем выше вероятность того, что путь покойного в загробном мире будет благополучным.

Основная технология бальзамирования, а именно, обработка тела усопшего специальными консервирующими составами, известна уже на протяжении многих веков. Однако в современном мире эту процедуру применяют не из религиозных соображений и суеверий о загробной жизни, а чтобы отсрочить прощание с ушедшими близкими людьми и остановить физиологические процессы в теле, если по каким-то причинам погребение откладывается.

Зарождение бальзамирования – ритуальная культура Чинчорро

Свидетельства о том, что еще в глубокой древности люди пытались сохранить останки умерших, дошли до наших дней. Нередко в качестве экспонатов музеев можно встретить древние мумии. Первой ассоциацией, которая приходит на ум большинства людей, становятся похоронные церемонии Древнего Египта. Жрецы египетского царства, действительно, в совершенстве владели техникой мумификации – одной из разновидностей древнего бальзамирования, однако первыми технологию посмертного сохранения останков стали использовать представители культуры Чинчорро. Этот древний народ проживал на территории современных Чили и Перу еще в 9-4-х тысячелетиях до нашей эры. В то время как возраст египетских мумий насчитывает около 5 тысяч лет, их предшественницы из Латинской Америки почти на четыре века старше.

Мумификация покойных Чинчорро происходила в несколько этапов. Сначала тело разделяли на части, отнимая голову и конечности от туловища. На коже делали надрезы и отделяли от нее мягкие ткани при помощи скребков из камня. Очищенные таким способом кости высушивали в горячей золе, а затем набивали скелет подручными материалами: ветками, травой, шерстью животных и даже песком. После такой подготовки приступали к сборке тела. Все части скрепляли воедино при помощи глины. Поверхность присыпали пеплом.

В итоге останки обретали форму, напоминающую человеческое тело. На основу из костей и глины натягивали кожу, сшивая места надрезов. Недостающие фрагменты могли заменять шкурами животных, а на голову усопшего водружали парик. В завершение процедуры останки было принято окрашивать в черный цвет, используя марганец.

С развитием цивилизации претерпевали изменения и ритуальные традиции. Со временем процедура видоизменилась. Теперь скончавшихся не расчленяли. Чтобы удалить ткани и органы и высушить труп, стали делать небольшие разрезы в верхней и нижней частях тела. Через них же тело для придания исходной формы набивали материалами животного и растительного происхождения. Использование нитей из красных водорослей позволило сделать швы в местах надрезов практически незаметными. На лицо покойного после всех манипуляций водружали посмертную глиняную маску, а поверхность тела окрашивали в красный цвет или обрабатывали составом из рыбьего жира, песка и глины.

С какой целью Чинчорро так тщательно обрабатывали останки своих покойных для исследователей до сих пор остается загадкой. Некоторые полагают, что кочевой образ жизни этого народа вынуждал перевозить умерших за собой, другие – что в непростые времена цивилизация выживала за счет каннибализма, однако ее представители все равно стремились сохранить облик усопших.

Ритуальные традиции Древнего Египта

У жителей Золотого Царства на Ниле попытки сохранить внешний вид умерших были связаны с верой в возрождение в загробном мире. Мумификацию проводили только духовные лица – жрецы. Считалось, что душа, отправившаяся на тот свет, рано или поздно должна воссоединиться с телом. До этого момента обработанные останки помещали в гробницы, где они должны были дожидаться назначенного дня в полной готовности.

Особенное внимание при бальзамировании уделяли сердцу, ведь по легенде за пределами земного мира судьбу усопшего вершил бог Анубис. К вечной жизни в загробном царстве допускали только достойных. Чтобы оценить, насколько праведной была жизнь человека, на одну чашу весов возлагали его сердце, а на другую – перо истины богини Маат. Если душа не была отягчена преступлениями и злодеяниями, она отправлялась к праотцу Осирису на небеса. Если же прижизненные поступки человека делали его недостойным, он отправлялся на съедение демонице Аммит.

Мумификацию в Древнем Египте практиковали с 3-го тысячелетия до нашей эры. Первые попытки обработать останки были весьма примитивными: на места изъятых органов укладывали пропитанные ароматическими маслами куски ткани. Со временем египетские жрецы усовершенствовали технологию, и уже в 1 тысячелетии до нашей эры достигли значительных успехов, а мумификация превратилась в сложный многоступенчатый процесс.

Начиналась процедура с изъятия головного мозга: выполняли ее без нарушения целостности черепа – через ноздри при помощи тонкого железного крюка. Растворить остатки тканей позволяло использование едких настоев.

Внутренности усопшего удаляли через разрез на левом боку, оставляя лишь почки и сердце. Все органы тщательно промывали, после чего их укладывали в ритуальные сосуды и заливали консервирующим раствором из пальмового вина.

В качестве природных консервантов в процессе мумификации использовали вино и множество специй – именно такой смесью обрабатывали внешние и внутренние части тела. Затем останки заливали растворами смол или битумом. Все эти материалы имели резкий характерный запах, что позволяло избавить останки от зловония. Однако и на этом ритуал не завершался: телу предстояло еще много дней находиться в растворе натриевых солей.

Завершался процесс оборачиванием тела тугими льняными полотнами. Ткань, пропитанную камедью и клеевой смесью, наносили на все тело – от кончиков пальцев до головы. В общей сложности процедура занимала от 40 до 70 дней.

К погребению представителей знати подходили с особым вниманием, ведь фараонов почитали как потомков богов. Если при жизни человек занимал высокое положение, его останки перед пеленанием покрывали позолотой.

У древних египтян существовали и более быстрые и дешевые способы бальзамирования останков, к которым прибегали для похорон выходцев из народа. Для процедуры использовали селитру, масло кедра или настои кассии и александритова листа. Все эти составы были легко доступны даже беднякам.

Как проходило бальзамирование в Средние века и эпоху Возрождения

Самые древние мумии на территории европейских государств были найдены в Испании. Вблизи небольшого городка Осорно удалось обнаружить останки, возраст которых, по мнению ученых, составляет около 5 тысяч лет. Для сохранения покойных здесь использовали другую технологию: тело обрабатывали раствором киновари.

Исследователи полагают, что техники мумифицирования были известны еще в античных государствах Греции и Рима, куда они пришли из египетской культуры. Однако в древних европейских государствах повсеместного распространения такой способ погребения не получил.

Бальзамирование стали применять в Европе гораздо позже – только в V веке, но в том случае, если из жизни уходил кто-то из королевских особ или знатных богачей. После обработки тела умерших помещали в семейные склепы.

Значительных успехов в развитии бальзамирования достиг в своих работах Леонардо да Винчи. Он проводил опыты с различными растворами: скипидаром, лавандовым маслом, канифолью, камфорой, нитратами калия и натрия. Для сохранения тел ученый практиковал также подкожное введение жидкого воска. Работы да Винчи положили начало ряду научных исследований.

В XV веке вопросами сохранения останков занимался Питер ван Форест. Его способ несколько отличался от всех ранее известных процедур. Тела усопших полностью избавляли от внутренних органов и тщательно промывали. Обрабатывали останки водной смесью на основе этилового спирта, так называемой «aqua vitae». В раствор добавляли уксус, полынь, алоэ, колонцит и поваренную соль. В подготовленное тело закладывали пудру из благовоний, трав, специй, а также пропитанные консервирующими составами тряпки. В завершение покойного обматывали отрезами ткани, предварительно пропитанными смолами и воском.

Существовал в эпоху Возрождения и другой бальзамирующий раствор – balsamicum. Его создателем стал Ф. Рюйша. В соответствии с технологией, разработанной исследователем, тело обрабатывали сывороткой на основе свернувшейся свиной крови и оксида ртути. Стоит отметить, что ученый достиг значительных результатов, ему удалось добиться сохранения останков на продолжительный срок. Знаменитую коллекцию забальзамированных животных и частей тел выкупил российский царь Петр I.

Предшественники современных патологоанатомов

С развитием научных знаний об организме человека и его возможностях, для бальзамирования ученые стали использовать систему артерий. Введение консервирующих жидкостей в проводящие сосуды позволило обеспечить длительную сохранность тел. Первым такую идею выдвинули англичане У. Гарвей и У. Хантер. Именно они стали праотцами технологии полостного и артериального бальзамирования.

На новую ступень развития бальзамирование вышло благодаря открытию формальдегида. До того как немецкий ученый Август Вильгельм фон Гофман изобрел этот состав, для консервации тел использовали преимущественно мышьяк. Новый способ показал гораздо большую эффективность и стал основой современных способов обработки останков. Формальдегид и сегодня остается одной из лучших консервирующих жидкостей: он не только предотвращает процессы распада в тканях и органах, но и уничтожает патогенную флору, оказывая дезинфицирующее действие.

Бальзамирование как сфера развлечения и педагогики

В XX веке бальзамирование стали применять нетривиальным способом. Технология стала массово использоваться, чтобы выставить на всеобщее обозрение фигуры мировых лидеров и крупных деятелей науки. Мумифицированные останки и по сей день можно встретить в мавзолеях и музеях по всему миру.

Первым экспонатом стало тело датского принца Карла Евгения Круа. Почти два века умерший представитель древней фамилии дожидался своего погребения в церкви Нигулисте в Эстонии.

Использовались забальзамированные останки и для научных изысканий. Так, в 1881 году для нужд науки было передано по воле самого усопшего тело Николая Пирогова. Послужившие развитию анатомических наук останки позже похоронили в семейной усыпальнице в усадьбе Вишня.

Всемирно известные Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин, вожди коммунистического движения в Китае и КНДР – Мао Цзэдун и Ким Чен Ир не утратили своей популярности и после смерти. Их тела стали достоянием народа и хранятся в мавзолеях, являя собой олицетворение целой эпохи.

История бальзамирования: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «История бальзамирования», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «История бальзамирования». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/meditsina-patanatomiya/istoriya-balzamirovaniya/
История бальзамирования
История бальзамирования
История бальзамирования: Попытки остановить ход времени и увековечить умерших современников люди предпринимают с древних времен. Сохранить облик тех, кто покинул этот мир, пытались различными способами: мастера по камню придавали своим творениям черты почивших, а художники изображали их на рисунках.
История, бальзамирования
Попытки остановить ход времени и увековечить умерших современников люди предпринимают с древних времен. Сохранить облик тех, кто покинул этот мир, пытались различными способами: мастера по камню придавали своим творениям черты почивших, а художники изображали их на рисунках. Основой ритуальной культуры многих древних народов и цивилизаций был культ бережного отношения к телу усопших. Считалось, что чем лучше сохранятся останки, тем выше вероятность того, что путь покойного в загробном мире будет благополучным. Основная технология бальзамирования, а именно, обработка тела усопшего специальными консервирующими составами, известна уже на протяжении многих веков. Однако в современном мире эту процедуру применяют не из религиозных соображений и суеверий о загробной жизни, а чтобы отсрочить прощание с ушедшими близкими людьми и остановить физиологические процессы в теле, если по каким-то причинам погребение откладывается. Зарождение бальзамирования – ритуальная культура Чинчорро Свидетельства о том, что еще в глубокой древности люди пытались сохранить останки умерших, дошли до наших дней. Нередко в качестве экспонатов музеев можно встретить древние мумии. Первой ассоциацией, которая приходит на ум большинства людей, становятся похоронные церемонии Древнего Египта. Жрецы египетского царства, действительно, в совершенстве владели техникой мумификации – одной из разновидностей древнего бальзамирования, однако первыми технологию посмертного сохранения останков стали использовать представители культуры Чинчорро. Этот древний народ проживал на территории современных Чили и Перу еще в 9-4-х тысячелетиях до нашей эры. В то время как возраст египетских мумий насчитывает около 5 тысяч лет, их предшественницы из Латинской Америки почти на четыре века старше. Бальзамирование подготовка тела в морге Морги Санкт-Петербурга подробная информация Бесплатная перевозка транспортировка тела в морг Мумификация покойных Чинчорро происходила в несколько этапов. Сначала тело разделяли на части, отнимая голову и конечности от туловища. На коже делали надрезы и отделяли от нее мягкие ткани при помощи скребков из камня. Очищенные таким способом кости высушивали в горячей золе, а затем набивали скелет подручными материалами: ветками, травой, шерстью животных и даже песком. После такой подготовки приступали к сборке тела. Все части скрепляли воедино при помощи глины. Поверхность присыпали пеплом. В итоге останки обретали форму, напоминающую человеческое тело. На основу из костей и глины натягивали кожу, сшивая места надрезов. Недостающие фрагменты могли заменять шкурами животных, а на голову усопшего водружали парик. В завершение процедуры останки было принято окрашивать в черный цвет, используя марганец. С развитием цивилизации претерпевали изменения и ритуальные традиции. Со временем процедура видоизменилась. Теперь скончавшихся не расчленяли. Чтобы удалить ткани и органы и высушить труп, стали делать небольшие разрезы в верхней и нижней частях тела. Через них же тело для придания исходной формы набивали материалами животного и растительного происхождения. Использование нитей из красных водорослей позволило сделать швы в местах надрезов практически незаметными. На лицо покойного после всех манипуляций водружали посмертную глиняную маску, а поверхность тела окрашивали в красный цвет или обрабатывали составом из рыбьего жира, песка и глины. С какой целью Чинчорро так тщательно обрабатывали останки своих покойных для исследователей до сих пор остается загадкой. Некоторые полагают, что кочевой образ жизни этого народа вынуждал перевозить умерших за собой, другие – что в непростые времена цивилизация выживала за счет каннибализма, однако ее представители все равно стремились сохранить облик усопших. Ритуальные традиции Древнего Египта У жителей Золотого Царства на Ниле попытки сохранить внешний вид умерших были связаны с верой в возрождение в загробном мире. Мумификацию проводили только духовные лица – жрецы. Считалось, что душа, отправившаяся на тот свет, рано или поздно должна воссоединиться с телом. До этого момента обработанные останки помещали в гробницы, где они должны были дожидаться назначенного дня в полной готовности. Особенное внимание при бальзамировании уделяли сердцу, ведь по легенде за пределами земного мира судьбу усопшего вершил бог Анубис. К вечной жизни в загробном царстве допускали только достойных. Чтобы оценить, насколько праведной была жизнь человека, на одну чашу весов возлагали его сердце, а на другую – перо истины богини Маат. Если душа не была отягчена преступлениями и злодеяниями, она отправлялась к праотцу Осирису на небеса. Если же прижизненные поступки человека делали его недостойным, он отправлялся на съедение демонице Аммит. Мумификацию в Древнем Египте практиковали с 3-го тысячелетия до нашей эры. Первые попытки обработать останки были весьма примитивными: на места изъятых органов укладывали пропитанные ароматическими маслами куски ткани. Со временем египетские жрецы усовершенствовали технологию, и уже в 1 тысячелетии до нашей эры достигли значительных успехов, а мумификация превратилась в сложный многоступенчатый процесс. Начиналась процедура с изъятия головного мозга: выполняли ее без нарушения целостности черепа – через ноздри при помощи тонкого железного крюка. Растворить остатки тканей позволяло использование едких настоев. Внутренности усопшего удаляли через разрез на левом боку, оставляя лишь почки и сердце. Все органы тщательно промывали, после чего их укладывали в ритуальные сосуды и заливали консервирующим раствором из пальмового вина. В качестве природных консервантов в процессе мумификации использовали вино и множество специй – именно такой смесью обрабатывали внешние и внутренние части тела. Затем останки заливали растворами смол или битумом. Все эти материалы имели резкий характерный запах, что позволяло избавить останки от зловония. Однако и на этом ритуал не завершался: телу предстояло еще много дней находиться в растворе натриевых солей. Завершался процесс оборачиванием тела тугими льняными полотнами. Ткань, пропитанную камедью и клеевой смесью, наносили на все тело – от кончиков пальцев до головы. В общей сложности процедура занимала от 40 до 70 дней. К погребению представителей знати подходили с особым вниманием, ведь фараонов почитали как потомков богов. Если при жизни человек занимал высокое положение, его останки перед пеленанием покрывали позолотой. У древних египтян существовали и более быстрые и дешевые способы бальзамирования останков, к которым прибегали для похорон выходцев из народа. Для процедуры использовали селитру, масло кедра или настои кассии и александритова листа. Все эти составы были легко доступны даже беднякам. Как проходило бальзамирование в Средние века и эпоху Возрождения Самые древние мумии на территории европейских государств были найдены в Испании. Вблизи небольшого городка Осорно удалось обнаружить останки, возраст которых, по мнению ученых, составляет около 5 тысяч лет. Для сохранения покойных здесь использовали другую технологию: тело обрабатывали раствором киновари. Исследователи полагают, что техники мумифицирования были известны еще в античных государствах Греции и Рима, куда они пришли из египетской культуры. Однако в древних европейских государствах повсеместного распространения такой способ погребения не получил. Бальзамирование стали применять в Европе гораздо позже – только в V веке, но в том случае, если из жизни уходил кто-то из королевских особ или знатных богачей. После обработки тела умерших помещали в семейные склепы. Значительных успехов в развитии бальзамирования достиг в своих работах Леонардо да Винчи. Он проводил опыты с различными растворами: скипидаром, лавандовым маслом, канифолью, камфорой, нитратами калия и натрия. Для сохранения тел ученый практиковал также подкожное введение жидкого воска. Работы да Винчи положили начало ряду научных исследований. В XV веке вопросами сохранения останков занимался Питер ван Форест. Его способ несколько отличался от всех ранее известных процедур. Тела усопших полностью избавляли от внутренних органов и тщательно промывали. Обрабатывали останки водной смесью на основе этилового спирта, так называемой «aqua vitae». В раствор добавляли уксус, полынь, алоэ, колонцит и поваренную соль. В подготовленное тело закладывали пудру из благовоний, трав, специй, а также пропитанные консервирующими составами тряпки. В завершение покойного обматывали отрезами ткани, предварительно пропитанными смолами и воском. Существовал в эпоху Возрождения и другой бальзамирующий раствор – balsamicum. Его создателем стал Ф. Рюйша. В соответствии с технологией, разработанной исследователем, тело обрабатывали сывороткой на основе свернувшейся свиной крови и оксида ртути. Стоит отметить, что ученый достиг значительных результатов, ему удалось добиться сохранения останков на продолжительный срок. Знаменитую коллекцию забальзамированных животных и частей тел выкупил российский царь Петр I. Предшественники современных патологоанатомов С развитием научных знаний об организме человека и его возможностях, для бальзамирования ученые стали использовать систему артерий. Введение консервирующих жидкостей в проводящие сосуды позволило обеспечить длительную сохранность тел. Первым такую идею выдвинули англичане У. Гарвей и У. Хантер. Именно они стали праотцами технологии полостного и артериального бальзамирования. На новую ступень развития бальзамирование вышло благодаря открытию формальдегида. До того как немецкий ученый Август Вильгельм фон Гофман изобрел этот состав, для консервации тел использовали преимущественно мышьяк. Новый способ показал гораздо большую эффективность и стал основой современных способов обработки останков. Формальдегид и сегодня остается одной из лучших консервирующих жидкостей: он не только предотвращает процессы распада в тканях и органах, но и уничтожает патогенную флору, оказывая дезинфицирующее действие. Бальзамирование как сфера развлечения и педагогики В XX веке бальзамирование стали применять нетривиальным способом. Технология стала массово использоваться, чтобы выставить на всеобщее обозрение фигуры мировых лидеров и крупных деятелей науки. Мумифицированные останки и по сей день можно встретить в мавзолеях и музеях по всему миру. Первым экспонатом стало тело датского принца Карла Евгения Круа. Почти два века умерший представитель древней фамилии дожидался своего погребения в церкви Нигулисте в Эстонии. Использовались забальзамированные останки и для научных изысканий. Так, в 1881 году для нужд науки было передано по воле самого усопшего тело Николая Пирогова. Послужившие развитию анатомических наук останки позже похоронили в семейной усыпальнице в усадьбе Вишня. Всемирно известные Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин, вожди коммунистического движения в Китае и КНДР – Мао Цзэдун и Ким Чен Ир не утратили своей популярности и после смерти. Их тела стали достоянием народа и хранятся в мавзолеях, являя собой олицетворение целой эпохи.
2021-11-23T05:00:00+03:00
2021-11-23T05:00:00+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149