559
Опубликовано: 14.07.2022 05:00

Древнегреческие слова эпи — «на», «над» и тафос — «могила», соединившись дают слово эпитафия, то есть — надмогилье, в смысле надмогильная надпись, размещённая на надгробном памятнике. Разумеется, надгробные надписи делали и до древних греков. Но слово «эпитафия» в том же значении перешло в латынь и позднее в различные европейские языки, в том числе и в русский.

На петербургских кладбищах встречаются и старинные, и современные надгробия с прозаическими и стихотворными эпитафиями. Они отражают время, в которое жил человек и отношение к нему тех, кто его похоронил.

Надписи на старинных надгробиях

Опознавательно-биграфические эпитафии сообщают в более или менее развёрнутой форме основные сведения о похороненных. В самом кратком варианте — это памятная надпись (как звали умершего, годы жизни). В более развёрнутой форме они дополнительно информируют в прозе без эмоций о том, что составителям надгробной надписи представлялось наиболее важным (конфессиональная принадлежность, чин, звание, награды и так далее). Такова эпитафия умершего в 1719 году сподвижника Петра I фельдмаршала Б. П. Шереметева. Его могила находится в усыпальнице Шереметевых на Лазаревском кладбище. На том же кладбище расположена могила умершего в 1744 году на пятнадцатом году жизни грузинского царевича Стефана. В его эпитафии в стихотворной силлабической форме сообщается о кончине подростка в Голландии, «когда дел отечеству полезных учился», об обстоятельствах похорон и о том, где похоронены его родичи.

Во второй половине XVIII века на многих захоронениях знатных людей появляются стихотворные и прозаические надписи, в которых воздаётся хвала достоинствам умерших (панегирик) и выражается скорбь в связи с утратой. Таковы, к примеру, надгробные эпитафии на Лазаревском кладбище, посвящённые А. Ф. Ржевской (1769 год) и Ф. Ф. Дубянскому (1774 год).

В первой половине XIX века на смену эпитафиям в виде пространных восхвалений и сожалений приходят эпитафии краткие. Одним из образцов краткости явилась надпись: «Здесь лежит Суворов» на могиле великого полководца в Александро-Невской лавре.

С распространением в литературе романтизма всё чаще появляются эпитафии в виде двустиший или четверостиший, основанных на противопоставлении смерти и жизни, тела и души, небес и земли. Подобные эпитафии встречаются на Смоленском и Лазаревском кладбищах: Я. М. Княжнин (1791 г.), В. И. Лукин (1794 г.), Н. М. Муравьёв (1807 г.). Продолжают появляться и эпитафии с развёрнутыми перечнями деяний усопших — могила Г. С. Лебедева (1817 г.) на Георгиевском (Большеохтинском) кладбище. Но преобладают эпитафии, в которых в отвлечении от биографических деталей трактуются жизнь и смерть, любовь и вера: могилы на Лазаревском кладбище А. И. Урусовой (1807 г.), Б. А. Голицына (1822 г.) и другие.

Во второй половине XIX века уходит мода на романтизм, появляется большое количество эпитафий, представляющих собой цитаты из Священного Писания. На могилах композиторов М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и иных появляются эпитафии в виде нотных записей отрывков из созданной ими музыки. На рубеже XIX – XX веков надписями на памятниках нередко становятся цитаты из стихов поэтов серебряного века и более ранних.

Городская Ритуальная Служба

В Петербурге и Ленобласти мы помогаем организовать и провести похороны. Среди прочего окажем содействие, если возникают затруднения при выборе текста эпитафии. Наш телефон 8 (812) 500-35-77, подробно и бесплатно предоставляем консультации в режиме 24/7.

Вопрос и ответ

Существуют ли книги, в которых опубликованы эпитафии с петербургских могил?

Таких изданий довольно много. Наиболее капитальным из них является опубликованный в 1912 – 1913 годы четырёхтомник «Петербургский некрополь», составленный В. И. Саитовым и его помощниками.

Почему сочинённые Робертом Бёрнсом эпитафии нередко публикуют вперемежку с его эпиграммами?

Вышедшие из-под пера великого шотландского поэта эпитафии по сатиричности под стать эпиграммам.

Где можно ознакомиться с современными эпитафиями?

В интернете имеется множество сайтов с таким содержанием.

Эпитафии на петербургских могилах XVIII – XIX веков: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Эпитафии на петербургских могилах XVIII – XIX веков», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Эпитафии на петербургских могилах XVIII – XIX веков». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/epitafii-na-peterburgskikh-mogilakh-xviii-xix-vekov/
Эпитафии на петербургских могилах XVIII – XIX веков
Эпитафии на петербургских могилах XVIII – XIX веков
Эпитафии на петербургских могилах XVIII – XIX веков: Древнегреческие слова эпи — «на», «над» и тафос — «могила», соединившись дают слово эпитафия, то есть — надмогилье, в смысле надмогильная надпись, размещённая на надгробном памятнике. Разумеется, надгробные надписи делали и до древних греков. Но слово «эпитафия» в том же...
Эпитафии, на, петербургских, могилах, XVIII, –, XIX, веков
Древнегреческие слова эпи — «на», «над» и тафос — «могила», соединившись дают слово эпитафия, то есть — надмогилье, в смысле надмогильная надпись, размещённая на надгробном памятнике. Разумеется, надгробные надписи делали и до древних греков. Но слово «эпитафия» в том же значении перешло в латынь и позднее в различные европейские языки, в том числе и в русский. Содержание: Время прочтения: 3 минуты Надписи на старинных надгробиях Городская Ритуальная Служба На петербургских кладбищах встречаются и старинные, и современные надгробия с прозаическими и стихотворными эпитафиями. Они отражают время, в которое жил человек и отношение к нему тех, кто его похоронил. Надписи на старинных надгробиях Опознавательно-биграфические эпитафии сообщают в более или менее развёрнутой форме основные сведения о похороненных. В самом кратком варианте — это памятная надпись (как звали умершего, годы жизни). В более развёрнутой форме они дополнительно информируют в прозе без эмоций о том, что составителям надгробной надписи представлялось наиболее важным (конфессиональная принадлежность, чин, звание, награды и так далее). Такова эпитафия умершего в 1719 году сподвижника Петра I фельдмаршала Б. П. Шереметева. Его могила находится в усыпальнице Шереметевых на Лазаревском кладбище. На том же кладбище расположена могила умершего в 1744 году на пятнадцатом году жизни грузинского царевича Стефана. В его эпитафии в стихотворной силлабической форме сообщается о кончине подростка в Голландии, «когда дел отечеству полезных учился», об обстоятельствах похорон и о том, где похоронены его родичи. Кладбища Санкт-Петербурга подробная информация РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН Подготовка места захоронения Во второй половине XVIII века на многих захоронениях знатных людей появляются стихотворные и прозаические надписи, в которых воздаётся хвала достоинствам умерших (панегирик) и выражается скорбь в связи с утратой. Таковы, к примеру, надгробные эпитафии на Лазаревском кладбище, посвящённые А. Ф. Ржевской (1769 год) и Ф. Ф. Дубянскому (1774 год). В первой половине XIX века на смену эпитафиям в виде пространных восхвалений и сожалений приходят эпитафии краткие. Одним из образцов краткости явилась надпись: «Здесь лежит Суворов» на могиле великого полководца в Александро-Невской лавре. С распространением в литературе романтизма всё чаще появляются эпитафии в виде двустиший или четверостиший, основанных на противопоставлении смерти и жизни, тела и души, небес и земли. Подобные эпитафии встречаются на Смоленском и Лазаревском кладбищах: Я. М. Княжнин (1791 г.), В. И. Лукин (1794 г.), Н. М. Муравьёв (1807 г.). Продолжают появляться и эпитафии с развёрнутыми перечнями деяний усопших — могила Г. С. Лебедева (1817 г.) на Георгиевском (Большеохтинском) кладбище. Но преобладают эпитафии, в которых в отвлечении от биографических деталей трактуются жизнь и смерть, любовь и вера: могилы на Лазаревском кладбище А. И. Урусовой (1807 г.), Б. А. Голицына (1822 г.) и другие. Во второй половине XIX века уходит мода на романтизм, появляется большое количество эпитафий, представляющих собой цитаты из Священного Писания. На могилах композиторов М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и иных появляются эпитафии в виде нотных записей отрывков из созданной ими музыки. На рубеже XIX – XX веков надписями на памятниках нередко становятся цитаты из стихов поэтов серебряного века и более ранних. Городская Ритуальная Служба В Петербурге и Ленобласти мы помогаем организовать и провести похороны. Среди прочего окажем содействие, если возникают затруднения при выборе текста эпитафии. Наш телефон 8 (812) 500-35-77 , подробно и бесплатно предоставляем консультации в режиме 24/7.
2022-07-14T05:00:00+03:00
2023-12-23T09:54:03+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149