В настоящее время погребение человека и сопутствующие процедуры регулируются законодательством. Раньше официальных предписаний по поводу захоронений не было, тем не менее, в народе существовали негласные правила проведения ритуальных обрядов. За неимением привычных современным людям моргов, залов прощания и ресторанов для проведения поминок, наши предки выбирали другие локации для проведения прощания с умершими.
Языческие места погребальных обрядов
До крещения Руси славяне верили в силы природы и обожествляли их. Тела усопших преимущественно сжигали, поскольку огонь был овеян мистическими силами – он помогал умершим попасть в загробный мир.
Языческие места силы – это поляны с идолами богов, реки и леса. Поэтому погребальные обряды происходили именно в этих локациях. Славяне спокойно относились к смерти и даже нередко умерщвляли своих стареющих членов рода, чтобы те могли уйти в мир Нави, ещё не став дряхлыми и немощными. Поэтому, в случае умерщвления, пожилого человека усаживали на сани или телегу и увозили в лес. Там холод, голод и дикие звери отнимали у несчастного жизнь. Но такая «убийственная» практика была распространена не всегда и не везде. К тому же в те времена до старости доживали немногие.
Традиционный погребальный обряд происходил следующим образом: тело человека подготавливали к погребению в доме – омывали, укладывали вокруг него травы, молились богам. Затем усопшего вывозили к языческим местам силы, попутно останавливались у бани – чтобы умерший мог с ней попрощаться. После молитв богам возле идолов, тело человека клали на предварительно заготовленный костëр, именуемый «крадой» (пламя крало живого и направляло в мир мëртвых). После того, как тело умершего сгорало, оставшиеся фрагменты костей собирали в горшочек из глины, а место сожжения присыпали землëй, проводя там тризну – пиршество с состязаниями.
Затем глиняный горшок с прахом и костями умершего ставили на специальный столбик у дороги, накрывая сверху дощечками, напоминающими двускатную крышу. Такое захоронение называлось голбецом, оно выполняло функцию оберега и защищало проезжающих мимо людей от нечистых сил.
В некоторых случаях для захоронения урны сооружали курганы. В эти могильные сооружения клали вещи, которые могли бы пригодиться покойному, и даже помещали туда жертвенных животных (а порой и людей). Также останки иногда забирали в дом и хоронили в погребе, веруя в то, что покойный родственник сможет защитить своих домочадцев. Так и появился образ домового.
В зависимости от местности, славяне могли проводить погребальные обряды и в лесу. При этом практиковались воздушно-аранкасные погребения: тело человека помещалось в домовину – небольшой сруб на бревенчатых опорах, либо же усопшего заворачивали в ткань и подвешивали на дереве. Тела детей могли помещать в дупла.
После похорон все члены общины проходили обряды очищения. Делали это с помощью огня и дыма (окуривали друг друга дымящимися ветвями хвойных деревьев), а также проводили коллективные купания в реке.
Ритуальные обряды после крещения Руси
После крещения Руси появились новые ритуальные обряды. Но это не значило то, что старые ритуалы были полностью искоренены. Существовало три варианта погребения – с полным сохранением языческих похоронных традиций, проводимые в соответствии с новой религией и смешанные варианты. Именно смешение языческих и христианских обрядов использовалось при погребении умерших чаще всего.
Тело всë так же подготавливали в доме, «прощание» с баней оставили в качестве традиции. Умершего уносили в церковь (если она была поблизости) и оставляли там на ночь. С приходом христианства появились не только церкви, но и кладбища, поэтому хоронить стали преимущественно на них, хотя иногда могилы можно было встретить и в лесах. При этом всë также сооружали голбецы, но их формы стали больше походить на православные кресты, разве что с «крышами». Тело закапывали в землю, а надгробие оставляли таким же, с «домиком» для души. Ритуальный обряд тризны на лесной поляне заменили поминками в доме или во дворе – в зависимости от времени года.
К слову, зимой хоронили далеко не всегда. Если почва была скована льдом, умерших увозили в божедомки – ямы для трупов за пределами деревень. Они являлись древними аналогами современных трупохранилищ. В божедомках усопших присыпали снегом, обеспечивая тем самым более длительную сохранность их тел. Весной умерших доставали из ям, омывали и облачали в новые одежды, а затем торжественно хоронили на церковных погостах.
Похоронные обряды в Российской империи
Похоронные обряды в Российской империи начали проводить в чëтком соответствии с законодательством и официальной религией. Голбецы с погостов стали убирать, невзирая на сопротивление родственников покойных. Локальные «лесные» захоронения также больше не допускались. Все могилы стали учитывать – занимались этим работники церквей.
Похоронные реформы вводились не единожды. Например, при Петре I появились анатомические театры, поэтому тела некоторых умерших могли увозить туда. Там они служили материалом для научных патологоанатомических исследований. Таким образом, появилась новая локация - прототип современного морга.
При Екатерине II кладбища переместили за пределы крупных городов. Императрица боялась мертвецов и болезней, которые распространялись на кладбищах (преимущественно оспа и холера). Поэтому тела увозили на достаточно большие расстояния. Также, зачастую, исключали нахождение покойника в кладбищенской церкви, проводя обряд отпевания на улице.
Тем не менее, в Российской империи подготовка к похоронным обрядам всë также проводилась преимущественно в доме усопшего. Лишь с появлением первых похоронных бюро в XIX веке этапы проведения траурного мероприятия и его локации стали напоминать современные.
Вопрос и ответ
В каких местах сейчас проводятся все этапы подготовки и проведения похорон?
Для подготовки и проведения похорон задействуются следующие локации: дом (редко), морг, траурный зал (морга, храма или больницы), кладбище или крематорий, ресторан для проведения поминок.
В некоторых случаях тело увозят в похоронное бюро, где сразу проводятся подготовка усопшего к похоронам, отпевание, гражданская панихида и поминки. Затем усопшего увозят к месту погребения, за ним следуют сопровождающие.
Можно ли похоронить человека в соответствии с языческими традициями?
Полностью соблюсти традиции языческих похорон не получится, поскольку законом запрещено хоронить человека за пределами кладбища или колумбария. Также нельзя будет помещать в печь крематория посторонние предметы.
Тем не менее, возможно организовать похороны с некоторыми элементами языческого погребения, а затем дополнить поминальными мероприятиями на природе. Городская Ритуальная Служба г. Санкт-Петербурга окажет помощь в организации похорон с кремацией, получить более подробную информацию можно по номеру телефона 8 (812) 500-35-77.
Переносили ли останки умерших при переносе кладбищ за чёрту города?
Далеко не всегда останки умерших перезахоранивали. Убирали, в основном, только свежие могилы и надгробия. В Санкт-Петербурге, к примеру, многие парки, здания и даже станции метро находятся на бывших кладбищах.
Где раньше проводили ритуальные обряды?: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «Где раньше проводили ритуальные обряды?», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Где раньше проводили ритуальные обряды?». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/gde-ranshe-provodili-ritualnye-obryady/
Где раньше проводили ритуальные обряды?
Где раньше проводили ритуальные обряды?
В настоящее время погребение человека и сопутствующие процедуры регулируются законодательством. Раньше официальных предписаний по поводу захоронений не было, тем не...
Где, раньше, проводили, ритуальные, обряды?
В настоящее время погребение человека и сопутствующие процедуры регулируются законодательством. Раньше официальных предписаний по поводу захоронений не было, тем не менее, в народе существовали негласные правила проведения ритуальных обрядов. За неимением привычных современным людям моргов, залов прощания и ресторанов для проведения поминок, наши предки выбирали другие локации для проведения прощания с умершими. Содержание: Время прочтения: 4 минуты Языческие места погребальных обрядов Ритуальные обряды после крещения Руси Похоронные обряды в Российской империи Языческие места погребальных обрядов До крещения Руси славяне верили в силы природы и обожествляли их. Тела усопших преимущественно сжигали, поскольку огонь был овеян мистическими силами – он помогал умершим попасть в загробный мир. Языческие места силы – это поляны с идолами богов, реки и леса. Поэтому погребальные обряды происходили именно в этих локациях. Славяне спокойно относились к смерти и даже нередко умерщвляли своих стареющих членов рода, чтобы те могли уйти в мир Нави, ещё не став дряхлыми и немощными. Поэтому, в случае умерщвления, пожилого человека усаживали на сани или телегу и увозили в лес. Там холод, голод и дикие звери отнимали у несчастного жизнь. Но такая «убийственная» практика была распространена не всегда и не везде. К тому же в те времена до старости доживали немногие. Похоронный дом В Санкт-Петербурге Разработка сценария траурных мероприятий Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Традиционный погребальный обряд происходил следующим образом: тело человека подготавливали к погребению в доме – омывали, укладывали вокруг него травы, молились богам. Затем усопшего вывозили к языческим местам силы, попутно останавливались у бани – чтобы умерший мог с ней попрощаться. После молитв богам возле идолов, тело человека клали на предварительно заготовленный костëр, именуемый «крадой» (пламя крало живого и направляло в мир мëртвых). После того, как тело умершего сгорало, оставшиеся фрагменты костей собирали в горшочек из глины, а место сожжения присыпали землëй, проводя там тризну – пиршество с состязаниями. Затем глиняный горшок с прахом и костями умершего ставили на специальный столбик у дороги, накрывая сверху дощечками, напоминающими двускатную крышу. Такое захоронение называлось голбецом, оно выполняло функцию оберега и защищало проезжающих мимо людей от нечистых сил. В некоторых случаях для захоронения урны сооружали курганы. В эти могильные сооружения клали вещи, которые могли бы пригодиться покойному, и даже помещали туда жертвенных животных (а порой и людей). Также останки иногда забирали в дом и хоронили в погребе, веруя в то, что покойный родственник сможет защитить своих домочадцев. Так и появился образ домового. В зависимости от местности, славяне могли проводить погребальные обряды и в лесу. При этом практиковались воздушно-аранкасные погребения: тело человека помещалось в домовину – небольшой сруб на бревенчатых опорах, либо же усопшего заворачивали в ткань и подвешивали на дереве. Тела детей могли помещать в дупла. После похорон все члены общины проходили обряды очищения. Делали это с помощью огня и дыма (окуривали друг друга дымящимися ветвями хвойных деревьев), а также проводили коллективные купания в реке. Ритуальные обряды после крещения Руси После крещения Руси появились новые ритуальные обряды. Но это не значило то, что старые ритуалы были полностью искоренены. Существовало три варианта погребения – с полным сохранением языческих похоронных традиций, проводимые в соответствии с новой религией и смешанные варианты. Именно смешение языческих и христианских обрядов использовалось при погребении умерших чаще всего. Тело всë так же подготавливали в доме, «прощание» с баней оставили в качестве традиции. Умершего уносили в церковь (если она была поблизости) и оставляли там на ночь. С приходом христианства появились не только церкви, но и кладбища, поэтому хоронить стали преимущественно на них, хотя иногда могилы можно было встретить и в лесах. При этом всë также сооружали голбецы, но их формы стали больше походить на православные кресты, разве что с «крышами». Тело закапывали в землю, а надгробие оставляли таким же, с «домиком» для души. Ритуальный обряд тризны на лесной поляне заменили поминками в доме или во дворе – в зависимости от времени года. К слову, зимой хоронили далеко не всегда. Если почва была скована льдом, умерших увозили в божедомки – ямы для трупов за пределами деревень. Они являлись древними аналогами современных трупохранилищ. В божедомках усопших присыпали снегом, обеспечивая тем самым более длительную сохранность их тел. Весной умерших доставали из ям, омывали и облачали в новые одежды, а затем торжественно хоронили на церковных погостах. Похоронные обряды в Российской империи Похоронные обряды в Российской империи начали проводить в чëтком соответствии с законодательством и официальной религией. Голбецы с погостов стали убирать, невзирая на сопротивление родственников покойных. Локальные «лесные» захоронения также больше не допускались. Все могилы стали учитывать – занимались этим работники церквей. Похоронные реформы вводились не единожды. Например, при Петре I появились анатомические театры, поэтому тела некоторых умерших могли увозить туда. Там они служили материалом для научных патологоанатомических исследований. Таким образом, появилась новая локация - прототип современного морга. При Екатерине II кладбища переместили за пределы крупных городов. Императрица боялась мертвецов и болезней, которые распространялись на кладбищах (преимущественно оспа и холера). Поэтому тела увозили на достаточно большие расстояния. Также, зачастую, исключали нахождение покойника в кладбищенской церкви, проводя обряд отпевания на улице. Тем не менее, в Российской империи подготовка к похоронным обрядам всë также проводилась преимущественно в доме усопшего. Лишь с появлением первых похоронных бюро в XIX веке этапы проведения траурного мероприятия и его локации стали напоминать современные.
2023-04-19T05:00:00+03:00
2023-04-19T05:00:00+03:00
2023-12-21T01:39:44+03:00
2023
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6