471
Опубликовано: 03.03.2023 05:00

Церемонии прощания с усопшими часто проходит в сопровождении музыки. Грамотно подобранное звуковое сопровождение обеспечивает атмосферу печальной торжественности, что в свою очередь способствует объединению скорбящих в переживании утраты, а также сглаживает ощущение давящей тишины. Деликатное музыкальное сопровождение на похоронах помогает присутствующим ощутить сопричастность с чувством потери убитых горем родственников покойного, позволяет легче перенести напряжение, связанное с происходящим. Музыка как будто бы сближает людей в их горе и сострадании. Помимо прочего, она приглушает своим звучанием разговоры и плач, помогает воздержаться от праздных бесед и перешептываний, нарушающих траурную процедуру. Существует конкретный список произведений, написанных непосредственно для определенных траурных мероприятий. Гимн «Коль славен» относится именно к таким музыкальным композициям.

Музыка для похорон: традиции

Соблюдение определенных традиций в похоронном деле имеет весьма существенное значение. Одна из таких традиций — использование музыки для похорон, исполнение на церемониях траурных мелодий, маршей, гимнов. В России данная традиция была официально заложена при правлении царя Петра I, хотя изначальная история ее куда древнее. Например, в Древней Греции и Риме прощания с великими полководцами и верховными правителями всегда проходили в сопровождении музыкальных инструментов, таких как флейта, лира, кифара, а также ударных тимпанов и кимвалов. Позднее в средневековой Европе на церемониях захоронения читались молитвы, исполнялись псалмы и мессы. В тот период оркестровой музыки как таковой еще не существовало. Она появилась позже, когда бенедиктинцы стали записывать музыку посредством особых знаков — нот. Именно это послужило толчком к зарождению традиций оркестрового сопровождения во время ритуальных обрядов. Обычай быстро распространился по всей Европе, а затем и в России.

До нововведений царя Петра Великого с покойными прощались под жалобные причитания и плачь в исполнении специально приглашенных «воплениц» и «плакальщиц». В связи с этим можно представить, насколько тяжелым испытанием происходящее становилось для семьи умершего. Ведь приходилось бесконечно выслушивать горькие слова скорби, сопровождаемые громкими воплями и вскриками. Именно так оплакивали покойных в те времена.

Похоронный оркестр в России

Любопытным является факт, что развитию похоронных оркестров в России способствовала война со Швецией. Победа в Полтавской битве принесла свои трофеи, а именно 54 подводы музыкальных инструментов и 120 шведских пленных музыкантов. Из них и сформировались первые в истории нашей страны похоронные оркестры, под музыку которых стали хоронить особо знатных и выдающихся людей. Вот так и начала постепенно укореняться практика похорон с музыкальным сопровождением. Традицию переняло купечество, не желающее отставать от аристократии. Однако, купцам необходимо было раздобыть специальное разрешение на проведение таких похорон. Здесь, конечно, нужно заметить, что в те далекие времена обычное сельское население страны в силу бедности и приверженности древним обрядовым традициям продолжало хоронить своих усопших под чтение псалмов и вопли плакальщиц.

Но постепенно отошли в прошлое и старинные обрядовые традиции. С течением времени появились и прочно вошли в практику похорон новые, доступные всем слоям населения обычаи. Среди таких обычаев отдельное место занимает исполнение оркестром музыки при прощании с покойным. Похоронный оркестр помогает создать особую атмосферу торжественной печали и скорби. Деликатные мелодии будят воспоминания обо всем теплом и хорошем, что связано с покойным, заставляют задуматься о том, что никогда уже не случится, помогают пережить и отпустить какие-то недопонимания и неоднозначные ситуации. Магия живого звука обладает целительными свойствами, помогая смириться с утратой, преодолеть ее. Музыка на похоронах дисциплинирует, ее звучание призывает отказаться от ненужных разговоров и пересудов. Ну и, наконец, похоронный оркестр – это способ грамотно и красиво выразить дань уважения к покойному, достойно и торжественно его проводить.

Сейчас профессиональные похоронные оркестры всегда имеют свой тщательно подобранный репертуар. В него как правило включен «Похоронный марш» Шопена, «Реквиемы» Моцарта или Верди, «Адажио» Альбинони, «Грезы» Шумана, «Аве Мария» Шуберта, «Траурный марш» Бетховена, «Траурная ода» Стравинского и «Сарабанда» Генделя. Не менее актуальны «Прощание славянки» Агапкина и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского.

Воинские почести при погребении

Во время проведения церемонии погребения с воинскими почестями, а также на государственных похоронах, традиционно принято музыкальное сопровождение оркестром с участием духовых и ударных инструментов. В Российской Федерации официальным уставом определена церемония прощания с военнослужащим, распорядок и репертуар игры оркестра. Воинские почести при погребении воздают в момент выноса гроба и при последнем торжественном залпе – музыканты исполняют гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского.

Многие из нас хорошо знают это известное еще со времен императорской России музыкальное произведение. При царе Павле I «Коль славен» стал неотъемлемой частью многих церемоний. Он входил в ритуал «зари» и «спуска флага с церемонией», звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов «на молитву, шапки долой!». Во время марша полка шел перед молитвой «Отче наш», исполнялся на крестных ходах, при производстве юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров.

В последнее же время вокруг данного произведения ходит очень много пересудов. Причиной тому стал факт, что гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» во время Великой Отечественной войны был гимном армии генерала Власова – советского военачальника, в ходе войны перешедшего на сторону нацистской Германии. Да и в самом Третьем рейхе данную песню в немецкой вариации вольных каменщиков (масонов) довольно часто исполняли. Именно поэтому в наши дни периодически поднимается вопрос о том, согласны ли российские граждане с тем, что сейчас последние воинские почести отдают павшим под звуки произведения «Коль славен». Или же погребение героев стоит осуществлять под государственный гимн страны?

Вопрос и ответ

Правда ли, что гимн «Коль славен» является масонским гимном?

Есть данные, что Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» довольно быстро стал для русских масонов «священной песнью». М. Херасков (автор слов) был видным деятелем русского масонства. На официальном сайте Великой Ложи России Всемирного ордена вольных каменщиков говорится, что произведение на протяжении долгих лет являлось неофициальным гимном российского масонства.

Какое отношение данное музыкально произведение имеет к Германии?

Автором музыки гимна «Коль славен» принято считать Д. С. Бортнянского. Однако данный напев по сей день присутствует в песенных сборниках Немецкой Евангелической церкви, но с текстом: «Ich bete an die Macht der Liebe» («Я молюсь силе Любви»). Эти стихи были написаны немецким поэтом Герхардом Тэрстигеном в 1751 – 1757 гг. По мнению специалистов, русский текст М. Хераскова является вольным пересказом стихов Тэрстигена.

Чем еще известен русский композитор Д. С. Бортнянский?

Дмитрий Степанович обучался пению в царской Придворной капелле. В семнадцать лет был назначен на пост капельмейстера хора. Писал музыку для «Малого двора» цесаревича Павла. Является композитором «Гатчинского марша» для военных учений, «Марша всеобщего ополчения России», «Песни ратников».

Гимн «Коль славен» на похоронах: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Гимн «Коль славен» на похоронах», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Гимн «Коль славен» на похоронах». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/gimn-kol-slaven-na-pokhoronakh/
Гимн «Коль славен» на похоронах
Гимн «Коль славен» на похоронах
Гимн «Коль славен» на похоронах: Церемонии прощания с усопшими часто проходит в сопровождении музыки. Грамотно подобранное звуковое сопровождение обеспечивает атмосферу печальной торжественности, что в свою очередь способствует объединению скорбящих в переживании утраты, а также сглаживает ощущение давящей...
Гимн, «Коль, славен», на, похоронах
Церемонии прощания с усопшими часто проходит в сопровождении музыки. Грамотно подобранное звуковое сопровождение обеспечивает атмосферу печальной торжественности, что в свою очередь способствует объединению скорбящих в переживании утраты, а также сглаживает ощущение давящей тишины. Деликатное музыкальное сопровождение на похоронах помогает присутствующим ощутить сопричастность с чувством потери убитых горем родственников покойного, позволяет легче перенести напряжение, связанное с происходящим. Музыка как будто бы сближает людей в их горе и сострадании. Помимо прочего, она приглушает своим звучанием разговоры и плач, помогает воздержаться от праздных бесед и перешептываний, нарушающих траурную процедуру. Существует конкретный список произведений, написанных непосредственно для определенных траурных мероприятий. Гимн «Коль славен» относится именно к таким музыкальным композициям. Содержание: Время прочтения: 5 минут Музыка для похорон: традиции Похоронный оркестр в России Воинские почести при погребении Музыка для похорон: традиции Соблюдение определенных традиций в похоронном деле имеет весьма существенное значение. Одна из таких традиций — использование музыки для похорон, исполнение на церемониях траурных мелодий, маршей, гимнов. В России данная традиция была официально заложена при правлении царя Петра I, хотя изначальная история ее куда древнее. Например, в Древней Греции и Риме прощания с великими полководцами и верховными правителями всегда проходили в сопровождении музыкальных инструментов, таких как флейта, лира, кифара, а также ударных тимпанов и кимвалов. Позднее в средневековой Европе на церемониях захоронения читались молитвы, исполнялись псалмы и мессы. В тот период оркестровой музыки как таковой еще не существовало. Она появилась позже, когда бенедиктинцы стали записывать музыку посредством особых знаков — нот. Именно это послужило толчком к зарождению традиций оркестрового сопровождения во время ритуальных обрядов. Обычай быстро распространился по всей Европе, а затем и в России. Оркестр на похоронах музыкальное сопровождение Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Разработка сценария траурных мероприятий До нововведений царя Петра Великого с покойными прощались под жалобные причитания и плачь в исполнении специально приглашенных «воплениц» и «плакальщиц». В связи с этим можно представить, насколько тяжелым испытанием происходящее становилось для семьи умершего. Ведь приходилось бесконечно выслушивать горькие слова скорби, сопровождаемые громкими воплями и вскриками. Именно так оплакивали покойных в те времена. Похоронный оркестр в России Любопытным является факт, что развитию похоронных оркестров в России способствовала война со Швецией. Победа в Полтавской битве принесла свои трофеи, а именно 54 подводы музыкальных инструментов и 120 шведских пленных музыкантов. Из них и сформировались первые в истории нашей страны похоронные оркестры, под музыку которых стали хоронить особо знатных и выдающихся людей. Вот так и начала постепенно укореняться практика похорон с музыкальным сопровождением. Традицию переняло купечество, не желающее отставать от аристократии. Однако, купцам необходимо было раздобыть специальное разрешение на проведение таких похорон. Здесь, конечно, нужно заметить, что в те далекие времена обычное сельское население страны в силу бедности и приверженности древним обрядовым традициям продолжало хоронить своих усопших под чтение псалмов и вопли плакальщиц. Но постепенно отошли в прошлое и старинные обрядовые традиции. С течением времени появились и прочно вошли в практику похорон новые, доступные всем слоям населения обычаи. Среди таких обычаев отдельное место занимает исполнение оркестром музыки при прощании с покойным. Похоронный оркестр помогает создать особую атмосферу торжественной печали и скорби. Деликатные мелодии будят воспоминания обо всем теплом и хорошем, что связано с покойным, заставляют задуматься о том, что никогда уже не случится, помогают пережить и отпустить какие-то недопонимания и неоднозначные ситуации. Магия живого звука обладает целительными свойствами, помогая смириться с утратой, преодолеть ее. Музыка на похоронах дисциплинирует, ее звучание призывает отказаться от ненужных разговоров и пересудов. Ну и, наконец, похоронный оркестр – это способ грамотно и красиво выразить дань уважения к покойному, достойно и торжественно его проводить. Сейчас профессиональные похоронные оркестры всегда имеют свой тщательно подобранный репертуар. В него как правило включен «Похоронный марш» Шопена, «Реквиемы» Моцарта или Верди, «Адажио» Альбинони, «Грезы» Шумана, «Аве Мария» Шуберта, «Траурный марш» Бетховена, «Траурная ода» Стравинского и «Сарабанда» Генделя. Не менее актуальны «Прощание славянки» Агапкина и гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского. Воинские почести при погребении Во время проведения церемонии погребения с воинскими почестями, а также на государственных похоронах, традиционно принято музыкальное сопровождение оркестром с участием духовых и ударных инструментов. В Российской Федерации официальным уставом определена церемония прощания с военнослужащим, распорядок и репертуар игры оркестра. Воинские почести при погребении воздают в момент выноса гроба и при последнем торжественном залпе – музыканты исполняют гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского. Многие из нас хорошо знают это известное еще со времен императорской России музыкальное произведение. При царе Павле I «Коль славен» стал неотъемлемой частью многих церемоний. Он входил в ритуал «зари» и «спуска флага с церемонией», звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов «на молитву, шапки долой!». Во время марша полка шел перед молитвой «Отче наш», исполнялся на крестных ходах, при производстве юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров. В последнее же время вокруг данного произведения ходит очень много пересудов. Причиной тому стал факт, что гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» во время Великой Отечественной войны был гимном армии генерала Власова – советского военачальника, в ходе войны перешедшего на сторону нацистской Германии. Да и в самом Третьем рейхе данную песню в немецкой вариации вольных каменщиков (масонов) довольно часто исполняли. Именно поэтому в наши дни периодически поднимается вопрос о том, согласны ли российские граждане с тем, что сейчас последние воинские почести отдают павшим под звуки произведения «Коль славен». Или же погребение героев стоит осуществлять под государственный гимн страны?
2023-03-03T05:00:00+03:00
2023-12-20T23:30:10+03:00
2023
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149