До того, как государство начало регулировать похоронные дела, они оставались в ведении общины и церкви. Семьи своими силами и с помощью соседей готовили к похоронам покойников и всё необходимое. При участии священнослужителей проводились христианские похоронные обряды, ими же предоставлялись места на кладбищах рядом с храмами. Знатный люд хоронили в церковных усыпальницах или рядом с церквями, простых людей — поближе к краю кладбища. Какие-то устоявшиеся традиции и правила регулярного ухода за местами захоронений ещё не сформировались.
Кладбища
Увеличение количества и размеров городов сопровождалось распространением эпидемий инфекционных болезней. Это в значительной мере было связано с тем, что кладбища находились в пределах городской застройки. Соответственно, как и в других европейских государствах, начиная с XVII – XVIII веков, в России принимаются законоустановления, согласно которым кладбища обустраиваются за пределами городской черты, определяются границы погостов и минимально допустимые расстояния от них до жилых домов.
Было законодательно введено преследование за разорение захоронений. Но за планировку и работы по уходу за погостами никто не отвечал — ни община, ни церковь, ни государство. Так что, не считая отдельных исключений, повсеместно российские кладбища извечно пребывали в неухоженном и заросшем состоянии. На протяжении всего дореволюционного времени погосты оставались в ведении религиозных и национальных общин, создание частных кладбищ оставалось не разрешённым и тогда, и впоследствии при советской власти, и ныне.
В принятом в конце XIX века Врачебном уставе было определено, что благоустраивать погосты будут кладбищенские артели могильщиков, которые, вообще говоря, работали во благо церкви (две трети их доходов оседали в казне церковных приходов). Так что было бы логично, чтобы церковные структуры озаботились кладбищенским благоустройством. Но в последующем состояние мест захоронений оставалось плачевным. Отсутствовали планы кладбищ с определением участков, не было единой системы ведения кладбищенских книг по учёту захоронений. Расходование денежных средств церквей и артелей на благоустройство кладбищ не контролировалось.
Ритуалы и похоронные услуги
В начале XVIII века устанавливается единое правило погребения на третий день после кончины. Определяется, каким образом должны совершаться траурные шествия и погребения во время похорон знатных господ, впоследствии этому порядку стали подражать и в других слоях общества крупных городов. Но подавляющую часть населения, жившую в деревнях и небольших городах, эти веяния почти не затрагивали. В глубинке всё, как и прежде, определялось в рамках общины и церкви.
После отмены в 1861 году крепостного права во второй половине XIX века в российских городах начали появляться похоронные бюро и конторы, предлагавшие ритуальные товары и услуги. В те времена согласно действующему законодательству погребения совершались в соответствии с установленными разрядами. Если похороны самого низшего разряда обходились примерно в 40 рублей, то в случае наивысшего расходы достигали 1 000 и больше рублей (уместно отметить, что рабочим в городах платили по 30 – 40 рублей в месяц).
Среди предлагаемых товаров и услуг были гробы различного качества, предоставление катафалков или дрог, услуга несения гроба с покойником, церковные службы общие или индивидуальные, предоставление просфор, вина, крестов, елового лапника. Также на платной основе похороны могли сопровождаться певчими, факельщиками, читальщиками, плакальщицами.
Похоронное дело было весьма доходным, особенно в случаях погребений по высшим разрядам (прибыль исчислялась в сотнях процентов). Соответственно, имело место ожесточённая конкуренция, порой случались драки между представителями похоронных контор у домов покойников.
Хоронили по традиции в землю. Кремацию православные и мусульмане России отвергали.
Вопрос и ответ
Что такое просфора?
Это богослужебный хлеб, которым в православных церквях причащают верующих.
Почему Петром I был издан указ о погребении не ранее третьего дня после кончины?
В указе это не объясняется. Предполагают, что указ имел целью предотвращение похорон живых людей в состоянии летаргического сна.
Когда в России начали предлагать платные услуги ухода за могилами?
По свидетельствам современников — на рубеже ХIХ - ХХ веков.
История похоронного дела в дореволюционной России: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «История похоронного дела в дореволюционной России», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «История похоронного дела в дореволюционной России». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/istoriya-pokhoronnogo-dela-v-dorevolyutsionnoy-rossii/
История похоронного дела в дореволюционной России
История похоронного дела в дореволюционной России
До того, как государство начало регулировать похоронные дела, они оставались в ведении общины и церкви. Семьи своими силами и с помощью соседей готовили к похоронам...
История, похоронного, дела, в, дореволюционной, России
До того, как государство начало регулировать похоронные дела, они оставались в ведении общины и церкви. Семьи своими силами и с помощью соседей готовили к похоронам покойников и всё необходимое. При участии священнослужителей проводились христианские похоронные обряды, ими же предоставлялись места на кладбищах рядом с храмами. Знатный люд хоронили в церковных усыпальницах или рядом с церквями, простых людей — поближе к краю кладбища. Какие-то устоявшиеся традиции и правила регулярного ухода за местами захоронений ещё не сформировались. Содержание: Время прочтения: 3 минуты Кладбища Ритуалы и похоронные услуги Кладбища Увеличение количества и размеров городов сопровождалось распространением эпидемий инфекционных болезней. Это в значительной мере было связано с тем, что кладбища находились в пределах городской застройки. Соответственно, как и в других европейских государствах, начиная с XVII – XVIII веков, в России принимаются законоустановления, согласно которым кладбища обустраиваются за пределами городской черты, определяются границы погостов и минимально допустимые расстояния от них до жилых домов. Было законодательно введено преследование за разорение захоронений. Но за планировку и работы по уходу за погостами никто не отвечал — ни община, ни церковь, ни государство. Так что, не считая отдельных исключений, повсеместно российские кладбища извечно пребывали в неухоженном и заросшем состоянии. На протяжении всего дореволюционного времени погосты оставались в ведении религиозных и национальных общин, создание частных кладбищ оставалось не разрешённым и тогда, и впоследствии при советской власти, и ныне. Городская ритуальная служба в Санкт-Петербурге Организация похорон в Санкт-Петербурге и области РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН В принятом в конце XIX века Врачебном уставе было определено, что благоустраивать погосты будут кладбищенские артели могильщиков, которые, вообще говоря, работали во благо церкви (две трети их доходов оседали в казне церковных приходов). Так что было бы логично, чтобы церковные структуры озаботились кладбищенским благоустройством. Но в последующем состояние мест захоронений оставалось плачевным. Отсутствовали планы кладбищ с определением участков, не было единой системы ведения кладбищенских книг по учёту захоронений. Расходование денежных средств церквей и артелей на благоустройство кладбищ не контролировалось. Ритуалы и похоронные услуги В начале XVIII века устанавливается единое правило погребения на третий день после кончины. Определяется, каким образом должны совершаться траурные шествия и погребения во время похорон знатных господ, впоследствии этому порядку стали подражать и в других слоях общества крупных городов. Но подавляющую часть населения, жившую в деревнях и небольших городах, эти веяния почти не затрагивали. В глубинке всё, как и прежде, определялось в рамках общины и церкви. После отмены в 1861 году крепостного права во второй половине XIX века в российских городах начали появляться похоронные бюро и конторы, предлагавшие ритуальные товары и услуги. В те времена согласно действующему законодательству погребения совершались в соответствии с установленными разрядами. Если похороны самого низшего разряда обходились примерно в 40 рублей, то в случае наивысшего расходы достигали 1 000 и больше рублей (уместно отметить, что рабочим в городах платили по 30 – 40 рублей в месяц). Среди предлагаемых товаров и услуг были гробы различного качества, предоставление катафалков или дрог, услуга несения гроба с покойником, церковные службы общие или индивидуальные, предоставление просфор, вина, крестов, елового лапника. Также на платной основе похороны могли сопровождаться певчими, факельщиками, читальщиками, плакальщицами. Похоронное дело было весьма доходным, особенно в случаях погребений по высшим разрядам (прибыль исчислялась в сотнях процентов). Соответственно, имело место ожесточённая конкуренция, порой случались драки между представителями похоронных контор у домов покойников. Хоронили по традиции в землю. Кремацию православные и мусульмане России отвергали.
2022-07-30T05:00:00+03:00
2022-07-30T05:00:00+03:00
2023-12-20T11:52:25+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
Волков Владислав Алексеевич