Погребальные обычаи отражают уклад той или иной нации. У каждого народа есть свои традиции, которым люди следуют на протяжении множества веков. Россия – многонациональная страна, на её необъятной территории проживает более 190 народов. Все они существуют в мире и согласии и даже делятся друг с другом своей культурой и обычаями. Особенно стоит отметить шорцев, которые смогли сохранить свою самобытность, но при этом постарались взять наиболее интересные для них духовные ценности других наций, в том числе и религию. При симбиозе нескольких культур у шорцев возник свой необычный погребальный обряд.
Древняя погребальная культура шорцев
Погребальная культура шорцев за последние 2 века значительно изменилась. Несмотря на то, что шорцы – небольшой по численности (около 14 000 человек) тюркоязычный народ, проживающий преимущественно в Кемеровской области, у русских при освоении Сибири был интерес наладить контакты с ними. Как отличные охотники, хорошо знающие местность, шорцы могли пригодиться русским новосёлам в знакомстве с новыми территориями, также дружба между народами помогла бы избежать стычек и конфликтов.
Шорцам, в свою очередь, тоже было выгодно коммуницировать с русскими, поскольку, во-первых, противостоять им они попросту не смогли бы, а во-вторых, у малого народа появилась прекрасная возможность улучшить своё положение. Шорцы старались брать пример с русских и приняли христианство, но при этом сохранили свою старую религию – тенгрианство (языческая вера в духов и силы природы).
Достаточно быстро стали меняться поселения шорцев, рядом с многоугольными домами из сруба и землянками стали появляться избы. А на деревенских кладбищах соседствовали совершенно разные типы захоронений – погребальные курганы и обычные могилы. Также можно было нередко увидеть воздушно-арангасное погребальное сооружение, например, домовину. Помимо этого, покойного могли похоронить на дереве, подвешивая его тело, будто в коконе из тканей, за ветку. Детей могли хоронить в маленьких ящиках, привязанных к стволам деревьев, или в дуплах – такие захоронения практиковались вплоть до начала XX века, хотя с середины XVIII века на большинстве захоронений уже имелись православные кресты.
Подготовка тела и погребальное сооружение
Как уже было сказано выше, погребальное сооружение шорцев имело несколько видов. В зависимости от выбранного способа погребения похороны происходили по-разному. Но тело покойного подготавливали к похоронам, как правило, всегда следующим образом: человека перекладывали на лавку, омывали и укутывали куском плотной ткани. В очаге зажигали погребальный огонь. Рядом с головой усопшего ставили глубокую тарелку с едой и кружку с питьём, поскольку верили, что душа, покинувшая тело, находится рядом, и обидится, если ей не дадут пищу. Затем на протяжении трёх дней родственники покойного находились рядом с ним и говорили о его добрых делах. После усопшего вновь омывали и одевали в чистые одежды.
Если был выбран воздушный способ погребения, тело плотно, в несколько слоёв, оборачивали берестой, тканями и перевязывали верёвками, затем клали на охотничьи нарты, застеленные шкурами, и отвозили в лес. Наиболее крепкие мужчины забирались с помощью кожаных жгутов на крупное дерево, как правило, на кедр и спускали вниз один конец верёвки, где помощники привязывали саван с покойным. Затем тело поднимали и прочно завязывали на ветке. По аналогии также хоронили детей, только гробик привязывали к стволу дерева вплотную. Домовину сооружали обычно для шамана. Для этого четыре рядом стоящих ствола срубали и делали небольшую «избушку», куда и помещали тело через небольшую дверцу. Рядом вешали шаманские бубен и колотушку.
При традиционном способе погребения в землю, тело укладывали в выдолбленный из ствола кедра гроб, который предварительно застилали осокой или хвойными ветвями. В гроб покойному клали мешочек с ячменем и посуду – деревянную ложку и чашку, иногда клали трубку с табаком, поскольку шорцы, как и остальные последователи тенгрианства, верили, что душа отправляется в дальнюю дорогу. После тело отвозили на кладбище и хоронили в землю, в качестве надгробия устанавливали крест. Также могли соорудить сверху могилы своеобразный курган – из брёвен или камней.
На 7 и 40 день после похорон справляли поминки, приглашая всех, кто знал покойного. Люди шли к месту захоронения и разжигали рядом погребальный огонь, куда бросали мясо и лили традиционный крепкий напиток арак.
Через год шаман проводил последний обряд, предназначенный для того, чтобы отпустить душу покойного в загробный мир. Из ядовитого борщевика делали небольшой плот, на котором разводили огонь, символизирующий дух, и отправляли его в реку.
Вопрос и ответ
Читали ли шорцы христианские молитвы?
Да, но шорцы знали только основные молитвы, например, «Отче наш».
Были ли иконы в домах шорцев?
Да, они ставили их в углу, напротив входа. Но у икон были занавески, чтобы закрывать лики христианских святых при проведении языческих обрядов.
Использовали ли шорцы кремацию?
Нет, ведь кремация – это полное сжигание тела в огне, что не соответствовало вере шорцев в то, что покойный должен отправиться в дальний путь. Была необходимость сохранить его тело.
Погребальные обычаи шорцев: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «Погребальные обычаи шорцев», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Погребальные обычаи шорцев». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/pogrebalnye-obychai-shortsev/
Погребальные обычаи шорцев
Погребальные обычаи шорцев
Погребальные обычаи отражают уклад той или иной нации. У каждого народа есть свои традиции, которым люди следуют на протяжении множества веков. Россия –...
Погребальные, обычаи, шорцев
Погребальные обычаи отражают уклад той или иной нации. У каждого народа есть свои традиции, которым люди следуют на протяжении множества веков. Россия – многонациональная страна, на её необъятной территории проживает более 190 народов. Все они существуют в мире и согласии и даже делятся друг с другом своей культурой и обычаями. Особенно стоит отметить шорцев, которые смогли сохранить свою самобытность, но при этом постарались взять наиболее интересные для них духовные ценности других наций, в том числе и религию. При симбиозе нескольких культур у шорцев возник свой необычный погребальный обряд. Содержание: Время прочтения: 4 минуты Древняя погребальная культура шорцев Подготовка тела и погребальное сооружение Древняя погребальная культура шорцев Погребальная культура шорцев за последние 2 века значительно изменилась. Несмотря на то, что шорцы – небольшой по численности (около 14 000 человек) тюркоязычный народ, проживающий преимущественно в Кемеровской области, у русских при освоении Сибири был интерес наладить контакты с ними. Как отличные охотники, хорошо знающие местность, шорцы могли пригодиться русским новосёлам в знакомстве с новыми территориями, также дружба между народами помогла бы избежать стычек и конфликтов. Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Конфессиональные похороны обряды и традиции РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН Шорцам, в свою очередь, тоже было выгодно коммуницировать с русскими, поскольку, во-первых, противостоять им они попросту не смогли бы, а во-вторых, у малого народа появилась прекрасная возможность улучшить своё положение. Шорцы старались брать пример с русских и приняли христианство, но при этом сохранили свою старую религию – тенгрианство (языческая вера в духов и силы природы). Достаточно быстро стали меняться поселения шорцев, рядом с многоугольными домами из сруба и землянками стали появляться избы. А на деревенских кладбищах соседствовали совершенно разные типы захоронений – погребальные курганы и обычные могилы. Также можно было нередко увидеть воздушно-арангасное погребальное сооружение, например, домовину. Помимо этого, покойного могли похоронить на дереве, подвешивая его тело, будто в коконе из тканей, за ветку. Детей могли хоронить в маленьких ящиках, привязанных к стволам деревьев, или в дуплах – такие захоронения практиковались вплоть до начала XX века, хотя с середины XVIII века на большинстве захоронений уже имелись православные кресты. Подготовка тела и погребальное сооружение Как уже было сказано выше, погребальное сооружение шорцев имело несколько видов. В зависимости от выбранного способа погребения похороны происходили по-разному. Но тело покойного подготавливали к похоронам, как правило, всегда следующим образом: человека перекладывали на лавку, омывали и укутывали куском плотной ткани. В очаге зажигали погребальный огонь. Рядом с головой усопшего ставили глубокую тарелку с едой и кружку с питьём, поскольку верили, что душа, покинувшая тело, находится рядом, и обидится, если ей не дадут пищу. Затем на протяжении трёх дней родственники покойного находились рядом с ним и говорили о его добрых делах. После усопшего вновь омывали и одевали в чистые одежды. Если был выбран воздушный способ погребения, тело плотно, в несколько слоёв, оборачивали берестой, тканями и перевязывали верёвками, затем клали на охотничьи нарты, застеленные шкурами, и отвозили в лес. Наиболее крепкие мужчины забирались с помощью кожаных жгутов на крупное дерево, как правило, на кедр и спускали вниз один конец верёвки, где помощники привязывали саван с покойным. Затем тело поднимали и прочно завязывали на ветке. По аналогии также хоронили детей, только гробик привязывали к стволу дерева вплотную. Домовину сооружали обычно для шамана. Для этого четыре рядом стоящих ствола срубали и делали небольшую «избушку», куда и помещали тело через небольшую дверцу. Рядом вешали шаманские бубен и колотушку. При традиционном способе погребения в землю, тело укладывали в выдолбленный из ствола кедра гроб, который предварительно застилали осокой или хвойными ветвями. В гроб покойному клали мешочек с ячменем и посуду – деревянную ложку и чашку, иногда клали трубку с табаком, поскольку шорцы, как и остальные последователи тенгрианства, верили, что душа отправляется в дальнюю дорогу. После тело отвозили на кладбище и хоронили в землю, в качестве надгробия устанавливали крест. Также могли соорудить сверху могилы своеобразный курган – из брёвен или камней. На 7 и 40 день после похорон справляли поминки, приглашая всех, кто знал покойного. Люди шли к месту захоронения и разжигали рядом погребальный огонь, куда бросали мясо и лили традиционный крепкий напиток арак. Через год шаман проводил последний обряд, предназначенный для того, чтобы отпустить душу покойного в загробный мир. Из ядовитого борщевика делали небольшой плот, на котором разводили огонь, символизирующий дух, и отправляли его в реку.
2023-01-06T05:00:00+03:00
2023-01-06T05:00:00+03:00
2023-12-20T04:55:18+03:00
2023
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6