Считается, что переход в мир иной у большинства славянских народов всегда сопровождался весьма схожими ритуалами. Однако, сейчас довольно очевидно, что культура и традиции Русского Севера наложили на погребальные и поминальные обряды свой характерный отпечаток. Перекочевали ли эти традиции из истоков общей славянской языческой древности, или все же единообразный ритуал претерпел в северных регионах свойственные местной культуре изменения? Попробуем разобрать похоронные традиции жителей Русского Севера.
Коренные народы русского Севера и Сибири
Пожалуй, самым многочисленным из коренных народов русского Севера и Сибири можно назвать ненцев. Ненцы наряду с нганасанами, энцами и селькупами входят в самодийскую группу уральских народов. Исконно эта общность населяла обширные территории от Кольского полуострова до Таймыра.
Название «ненец» несет в себе значение «человек» (от слова [ненэцъ]) или («настоящий человек» (от [ненэй не-нэць]). Данный этнос использовал эти понятия как самоназвание. В устаревших уже трудах по этнографии часто можно встретить этноним «самоеды». Происходит он от саамского понятия «сама-эдне», что буквально значит «земли саамов». Забавным фактом является то, что в современном обществе данное название как правило используется для обозначения одной из древнейших пород собак – самоедской лайки. Это животное с древности служило преданным другом самодийских народов.
Религиозные представления и культы ненцев
Религиозные представления и культы ненцев в значительной степени складывались под влиянием культуры угорских народов хантов и манси. Так, их взгляды на смерть имеют много похожих черт. Потусторонний мир является здесь практически полным отражением мира земного, вплоть до ландшафта, а душа сохраняет тот же образ жизни, что вела до смерти. Загробный мир может быть как подземным, так и небесным, а иногда они могут даже пересекаться. Грань между жизнью и смертью достаточно тонка и позволяет переходить из одного мира в другой. Подтверждением служат многочисленные сказания о духах смерти с того света, которые охотятся на живых людей. Также немало легенд и о героях, спускавшихся в мир мертвых, бросая вызов тамошним божествам.
Человеческая сущность в местной традиции состоит из тела и двух душ (дыхания и тени). Душа-дыхание – это душа в исконном ее понимании, присущая всему живому. Ей обладали не только люди, но и животные с растениями. Она являлась показателем жизненной силы и здоровья человека. Так, нарушение работы органов дыхания свидетельствовало о приближении гибели. Когда кто-то умирал, ненцы дословно говорили «дыхание ушло». Тень же была частью первой души, но вместе с тем и почти независимой сущностью, сопровождающей человека и оберегающей его от потусторонних сил. Тень приносила сновидения, а ее похищение или утрата вызывали болезни и безумие. По некоторым верованиям после смерти душа-дыхание отправлялась к верховному божеству Нуму, а душа-тень через пару лет поглощалась злыми духами. Тень же умершего неестественной смертью человека оставалась в мире живых, чтоб преследовать их.
В мировоззрении самодийцев смерти предшествуют различные предзнаменования. Её приближение чувствуют силы природы и дикие животные. Так, мрачной приметой было неровное потрескивание огня. Плохо, если в чум залетала птица или заползала змея. Не к добру было видеть дурные сны. Чтобы отвести смерть от жилища, ненцы практиковали специальные обряды и ритуалы.
Процесс подготовки к похоронам
Процесс подготовки к похоронам – абсолютно самобытная история. Похороны народ старался провести на следующий день после смерти. Гроб никогда не готовили заранее. Когда человек умирал, его близкие отправлялись в лес за деревом. Этап изготовления последнего жилища умершего сопровождался жертвоприношением оленя. С христианством к ненцам пришел обычай обмывать покойника перед погребением. До этого усопшего оставляли в той одежде, в которой он скончался. Тело заворачивали в покров чума или в шкуры. Некоторые группы обских ненцев надевали на покойного все платья, принадлежащие ему при жизни. А, что надеть не получалось, оставляли рядом с захоронением.
Выносили умершего через специально проделанную в покрытии чума дыру, прямо напротив места, где он до этого лежал. Тело клали на нарты, привязывали веревками, а к планке справа обязательно крепили колокольчик. Еще пару саней нагружали всеми вещами покойного и досками для гроба. На протяжении всего траурного шествия участвующим запрещалось садиться или вставать на эти сани.
Траурная процессия и похороны
Перед тем, как отправиться на кладбище (хальмер) процессия объезжала чум умершего против движения солнца, а после их отъезда оставшиеся на стойбище жители еще трижды прогоняли вокруг него оленей по часовой стрелке, чтобы защитить живых от нападения духов смерти и духа покойника. После осуществлялись и другие обряды очищения.
Кладбища ненцев традиционно располагались на возвышенностях, холмах или высоких берегах реки и имели родовую принадлежность. Гроб начинали сооружать лишь по прибытию на кладбище. У изголовья гроба две вертикальные доски соединяли поперечной планкой, на которую вешали колокольчики или другие металлические предметы. Покойного помещали в гроб головой на запад – в сторону, где заходило солнце. В гроб складывали инструменты, оружие и все вещи, которые могли пригодиться умершему на том свете. Все предметы предварительно портились. Чтобы усопший мог успешно добраться до загробного мира, везущих нарты оленей забивали прямо у могилы. Их тушки нельзя было разделывать, потому что они принадлежали покойнику. Но с течением времени возле погребений стали оставлять лишь черепа. Мясо доставалось всем, кто участвовал в обряде захоронения.
Поминальные традиции ненцев
Специальных дней для поминовения умерших у ненцев не было. Захоронения посещали от случая к случаю. Но, если кому-то из родных снился умерший, то на следующее утро ему в дар забивали оленя. Ежегодные поминки проводились весной до того, как распустится листва. Еду оставляли постоять несколько минут перед поминками, чтобы мертвые могли угоститься паром. Могилы не принято было чинить и обновлять, потому что ненцы стремились избегать всего, что было связано с миром мертвых. Нарушение покоя мертвых могло привести к новой смерти.
Вопрос и ответ
Существует ли какое-то территориальное разделение в ненецком этносе?
Данная народность делится на две этнические подгруппы. Тундровые ненцы проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области, в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области, а также Таймырском Долгано-Ненецком автономном округе Красноярского края. Эта подгруппа составляют основную массу ненецкого этноса. К лесным же ненцам относится всего несколько тысяч человек, проживающих в таежных зонах меж реками Обь и Енисей.
Что из себя представляли традиционные ненецкие захоронения?
Традиционные ненецкие могилы, как правило, были наземными – промерзшая северная земля не позволяла выкапывать глубокие ямы. Их закрывали хворостом или разломанными нартами, принадлежащими покойнику. Иногда для покойников сооружался небольшой сруб. В определенных случаях ненцы практиковали обряды воздушного погребения: так младенцев, например, заворачивали в сукно и вешали на сук дерева. В иных случаях их тела оставляли в дуплах деревьях или колодах, вырезанных из пней.
Были ли в традиции ненцев посмертные изображения покойных?
Да, были. Спустя 7 лет шаманы тундровых ненцев изготавливали посмертное изображение умершего (нгытырму). Женщины рода должны были хранить и ухаживать за ней на протяжении нескольких следующих поколений. Ухаживали почти как за живым человеком: одевали, усаживали за стол, укладывали спать. Лесные же ненцы изготавливали нгытырму сразу же после смерти, а по истечение нескольких лет хоронили ее в отдельную могилу.
Похоронные традиции жителей Русского Севера: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «Похоронные традиции жителей Русского Севера», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Похоронные традиции жителей Русского Севера». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/pokhoronnye-traditsii-zhiteley-russkogo-severa/
Похоронные традиции жителей Русского Севера
Похоронные традиции жителей Русского Севера
Считается, что переход в мир иной у большинства славянских народов всегда сопровождался весьма схожими ритуалами. Однако, сейчас довольно очевидно, что культура и...
Похоронные, традиции, жителей, Русского, Севера
Считается, что переход в мир иной у большинства славянских народов всегда сопровождался весьма схожими ритуалами. Однако, сейчас довольно очевидно, что культура и традиции Русского Севера наложили на погребальные и поминальные обряды свой характерный отпечаток. Перекочевали ли эти традиции из истоков общей славянской языческой древности, или все же единообразный ритуал претерпел в северных регионах свойственные местной культуре изменения? Попробуем разобрать похоронные традиции жителей Русского Севера. Содержание: Время прочтения: 5 минут Коренные народы русского Севера и Сибири Религиозные представления и культы ненцев Процесс подготовки к похоронам Траурная процессия и похороны Поминальные традиции ненцев Коренные народы русского Севера и Сибири Пожалуй, самым многочисленным из коренных народов русского Севера и Сибири можно назвать ненцев. Ненцы наряду с нганасанами, энцами и селькупами входят в самодийскую группу уральских народов. Исконно эта общность населяла обширные территории от Кольского полуострова до Таймыра. Название «ненец» несет в себе значение «человек» (от слова [ненэцъ]) или («настоящий человек» (от [ненэй не-нэць]). Данный этнос использовал эти понятия как самоназвание. В устаревших уже трудах по этнографии часто можно встретить этноним «самоеды». Происходит он от саамского понятия «сама-эдне», что буквально значит «земли саамов». Забавным фактом является то, что в современном обществе данное название как правило используется для обозначения одной из древнейших пород собак – самоедской лайки. Это животное с древности служило преданным другом самодийских народов. Конфессиональные похороны обряды и традиции РИТУАЛЬНЫЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОХОРОН Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Религиозные представления и культы ненцев Религиозные представления и культы ненцев в значительной степени складывались под влиянием культуры угорских народов хантов и манси. Так, их взгляды на смерть имеют много похожих черт. Потусторонний мир является здесь практически полным отражением мира земного, вплоть до ландшафта, а душа сохраняет тот же образ жизни, что вела до смерти. Загробный мир может быть как подземным, так и небесным, а иногда они могут даже пересекаться. Грань между жизнью и смертью достаточно тонка и позволяет переходить из одного мира в другой. Подтверждением служат многочисленные сказания о духах смерти с того света, которые охотятся на живых людей. Также немало легенд и о героях, спускавшихся в мир мертвых, бросая вызов тамошним божествам. Человеческая сущность в местной традиции состоит из тела и двух душ (дыхания и тени). Душа-дыхание – это душа в исконном ее понимании, присущая всему живому. Ей обладали не только люди, но и животные с растениями. Она являлась показателем жизненной силы и здоровья человека. Так, нарушение работы органов дыхания свидетельствовало о приближении гибели. Когда кто-то умирал, ненцы дословно говорили «дыхание ушло». Тень же была частью первой души, но вместе с тем и почти независимой сущностью, сопровождающей человека и оберегающей его от потусторонних сил. Тень приносила сновидения, а ее похищение или утрата вызывали болезни и безумие. По некоторым верованиям после смерти душа-дыхание отправлялась к верховному божеству Нуму, а душа-тень через пару лет поглощалась злыми духами. Тень же умершего неестественной смертью человека оставалась в мире живых, чтоб преследовать их. В мировоззрении самодийцев смерти предшествуют различные предзнаменования. Её приближение чувствуют силы природы и дикие животные. Так, мрачной приметой было неровное потрескивание огня. Плохо, если в чум залетала птица или заползала змея. Не к добру было видеть дурные сны. Чтобы отвести смерть от жилища, ненцы практиковали специальные обряды и ритуалы. Процесс подготовки к похоронам Процесс подготовки к похоронам – абсолютно самобытная история. Похороны народ старался провести на следующий день после смерти. Гроб никогда не готовили заранее. Когда человек умирал, его близкие отправлялись в лес за деревом. Этап изготовления последнего жилища умершего сопровождался жертвоприношением оленя. С христианством к ненцам пришел обычай обмывать покойника перед погребением. До этого усопшего оставляли в той одежде, в которой он скончался. Тело заворачивали в покров чума или в шкуры. Некоторые группы обских ненцев надевали на покойного все платья, принадлежащие ему при жизни. А, что надеть не получалось, оставляли рядом с захоронением. Выносили умершего через специально проделанную в покрытии чума дыру, прямо напротив места, где он до этого лежал. Тело клали на нарты, привязывали веревками, а к планке справа обязательно крепили колокольчик. Еще пару саней нагружали всеми вещами покойного и досками для гроба. На протяжении всего траурного шествия участвующим запрещалось садиться или вставать на эти сани. Траурная процессия и похороны Перед тем, как отправиться на кладбище (хальмер) процессия объезжала чум умершего против движения солнца, а после их отъезда оставшиеся на стойбище жители еще трижды прогоняли вокруг него оленей по часовой стрелке, чтобы защитить живых от нападения духов смерти и духа покойника. После осуществлялись и другие обряды очищения. Кладбища ненцев традиционно располагались на возвышенностях, холмах или высоких берегах реки и имели родовую принадлежность. Гроб начинали сооружать лишь по прибытию на кладбище. У изголовья гроба две вертикальные доски соединяли поперечной планкой, на которую вешали колокольчики или другие металлические предметы. Покойного помещали в гроб головой на запад – в сторону, где заходило солнце. В гроб складывали инструменты, оружие и все вещи, которые могли пригодиться умершему на том свете. Все предметы предварительно портились. Чтобы усопший мог успешно добраться до загробного мира, везущих нарты оленей забивали прямо у могилы. Их тушки нельзя было разделывать, потому что они принадлежали покойнику. Но с течением времени возле погребений стали оставлять лишь черепа. Мясо доставалось всем, кто участвовал в обряде захоронения. Поминальные традиции ненцев Специальных дней для поминовения умерших у ненцев не было. Захоронения посещали от случая к случаю. Но, если кому-то из родных снился умерший, то на следующее утро ему в дар забивали оленя. Ежегодные поминки проводились весной до того, как распустится листва. Еду оставляли постоять несколько минут перед поминками, чтобы мертвые могли угоститься паром. Могилы не принято было чинить и обновлять, потому что ненцы стремились избегать всего, что было связано с миром мертвых. Нарушение покоя мертвых могло привести к новой смерти.
2023-05-08T05:00:00+03:00
2023-05-08T05:00:00+03:00
2023-05-08T05:00:00+03:00
2023
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6