657
Опубликовано: 31.12.2021 05:00

Культура восточных славян и их потомков формировалась под влиянием многих событий. Первоначальная языческая система верований в 988 году уступила место новому христианскому ученью. Однако происходил этот процесс тяжело, некоторые древние традиции настолько плотно сплелись с жизнью населения, что полностью изжить их так и не удалось. На протяжении долгих веков христианская вера сосуществовала с языческими обычаями, многие из которых сохранились и по сей день.

Поминальные обряды и ритуалы

С давних времен славяне верят в то, что между земным и потусторонним миром существует грань, которая не позволяет духам вернуться в царство живых. Однако в определенные даты незримая стена истончается, и покойные могут навещать своих родных в бестелесном обличье. Одними из таких дней считались родительские субботы, а также ночи накануне крупных праздников. По таким поводам было принято устраивать пышные застолья и поминать предков. Считалось, что почтение к духам – залог того, что они будут оберегать живых членов своей семьи.

К могилам родственников отправлялись сразу после окончания церковных церемоний. С собой было принято приносить различные угощения и подарки. Вечером в семейном доме накрывали столы с особыми кушаньями: блинами, пирогами, капустниками и кутьей – традиционным памятным блюдом.

Однако пышные застолья не имели отношения к христианству. Такой обычай сохранился с языческих времен, когда в честь умерших устраивали погребальные пиры – тризны. Их сопровождали воинские состязания и игрища, а сам поминальный день больше походил на праздник. И это неспроста: предки-язычники верили в то, что радость живых может передаваться и умершим.

После того как общественные гулянья завершались, для поминовения усопших собирались тесным семейным кругом дома. По поверьям души покойных следовали за своими родственниками, а те, в свою очередь, принимали их в качестве долгожданных гостей: угощали приготовленными блюдами, наливали питие, вспоминали о скончавшихся с душевной теплотой. По завершении такого дня поминовения, предков следовало проводить обратно в загробный мир. В противном случае они могли застрять между мирами, и навлечь на своих родственников напасти и горести. Несмотря на то, что с распространением христианства сакральный смысл поминальных обрядов изменился, обычай проводить застолья в память о покойных дошел до наших дней.

Еще одной распространенной славянской традицией было «согревание» усопших. В родительские дни, когда солнце уже клонилось к закату, наши предки разводили костры. Считалось, что таким образом души могут получить еще немного тепла перед дорогой в загробный мир. Существовало и другое объяснение этого ритуала: зажжённые костры помогали духам ориентироваться в пространстве и отыскать обратный путь в царство мертвых.

Поминальные дни

Со сменой вероисповедания многие исконно славянские праздники обрели новое значение, но, тем не менее, заняли свое место в церковном календаре. Такими днями стали даты поминовения умерших родственников, однако помимо них сохранились Масленица, Пасха, Деды, Семик и Русальные дни. Все эти праздники связывает общее языческое прошлое и обычаи.

Масленица

Задолго до распространения христианства славяне отмечали Масленицу – праздничное время, посвященное проводам зимы, а также началу поминального периода. С приходом новой веры традиция не исчезла. Однако, если раньше эта дата приходилась на день весеннего равноденствия в конце марта, то теперь Масленицу праздновали за неделю до начала великопостного периода. Сохранились и многие древние обряды, а также отголоски дохристианских поверий. Однако сейчас Масленицу проводят, в основном, чтобы проводить уходящие холода. Обычай поминать усопших в это время с течением веков переместился на другие даты.

Исследователи полагают, что основная идея Масленицы заключалась в «похоронах» зимы и начале новой жизни. Люди проводили особые ритуалы, чтобы новый год дал хороший урожай и увеличение поголовья скота. Так, с давних времен на праздник весны принято сжигать соломенное чучело, тем самым, приближая приход лета. Пепел после сожжения идола рассеивали по полям, чтобы обеспечить их плодородие.

Такой же сакральный смысл вкладывали славяне в поминальные масленичные ритуалы, ведь по их мнению, души предков могли повлиять на жизнь живущих – как положительно, так и негативно. Если духи были довольны, они посылали свое благословение, которое выражалось в увеличении урожая и численности скота. Если же помянуть должным образом умерших не удавалось, случались несчастья, голод и болезни. Именно для этого с особым вниманием готовили поминальные кушанья и другие подношения.

Навий день или Радуница

Другим исконно славянским днем поминовения являлась Радуница. Сейчас этот православный праздник считается временем, когда ныне живущие разделяют с покойными радость от воскресения Спасителя. Однако исторически этот день носил несколько иное значение. Об этом свидетельствует и другое название Радуницы, в народе ее часто именуют Навий день. Происходит оно от старославянского «навь», то есть «смерть».

Главной традицией этой славянской даты являлось посещение могил умерших. На местах погребения оставляли угощения: блины, кутью, пироги, крашеные яйца, а также разнообразные напитки. После заботы о покойных собирались за столом дома и проводили поминовение в кругу семьи. Нередко устраивали танцы, распевали песни и участвовали в играх.

Существовал и другой радуничный обычай: для душ усопших топили баню, причем делали это по всем правилам. В парной отставляли мыло, предметы одежды и запаривали веники. Посетили ли покойные родственники баню, выясняли благодаря золе: пол в помещении покрывали тонким слоем пепла. Если наутро члены семьи обнаруживали на нем следы, это означало, что предки с благословением приняли такую заботу.

Семик

Существовала в народе традиция отмечать «русальную неделю» - она выпадала аккурат перед праздником Троицы. Наши предки верили, что в это время из воды на землю являлись различные мифические существа: водяные, русалки и другие обитатели глубин. От глаз людей они скрывались в глубокой чаще леса. Особое значение в этот период приобретал четверг – Семик. В этот день разрешалось поминать заложных покойных – тех, кто по мнению славян не получил упокоения после своей смерти. К таким скончавшимся относили всех, кто умер противоестественной смертью, даже если вины самого покойного в этом не было. Считалось, что в таком случае умерший не может продолжить существование в загробном мире, и вынужден скитаться по свету в обличии одной из сущностей.

Традиционно в Семик проводили панихиду, во время которой поминали всех тех, кого не удалось отпеть перед погребением. Хоронили в этот день и заложных покойных, в другие время делать это было запрещено. Как и другие поминальные дни, Семик завершался семейной трапезой и гуляньями.

Поминальные дни у восточных славян: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Поминальные дни у восточных славян», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Поминальные дни у восточных славян». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/pominalnye-dni-u-vostochnykh-slavyan/
Поминальные дни у восточных славян
Поминальные дни у восточных славян
Поминальные дни у восточных славян: Культура восточных славян и их потомков формировалась под влиянием многих событий. Первоначальная языческая система верований в 988 году уступила место новому христианскому ученью. Однако происходил этот процесс тяжело, некоторые древние традиции настолько плотно сплелись с...
Поминальные, дни, у, восточных, славян
Культура восточных славян и их потомков формировалась под влиянием многих событий. Первоначальная языческая система верований в 988 году уступила место новому христианскому ученью. Однако происходил этот процесс тяжело, некоторые древние традиции настолько плотно сплелись с жизнью населения, что полностью изжить их так и не удалось. На протяжении долгих веков христианская вера сосуществовала с языческими обычаями, многие из которых сохранились и по сей день. Содержание: Время прочтения: 5 минут Поминальные обряды и ритуалы Поминальные дни Масленица Навий день или Радуница Семик Поминальные обряды и ритуалы С давних времен славяне верят в то, что между земным и потусторонним миром существует грань, которая не позволяет духам вернуться в царство живых. Однако в определенные даты незримая стена истончается, и покойные могут навещать своих родных в бестелесном обличье. Одними из таких дней считались родительские субботы, а также ночи накануне крупных праздников. По таким поводам было принято устраивать пышные застолья и поминать предков. Считалось, что почтение к духам – залог того, что они будут оберегать живых членов своей семьи. К могилам родственников отправлялись сразу после окончания церковных церемоний. С собой было принято приносить различные угощения и подарки. Вечером в семейном доме накрывали столы с особыми кушаньями: блинами, пирогами, капустниками и кутьей – традиционным памятным блюдом. Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Отпевание по православному обряду Что делать когда умер близкий человек Однако пышные застолья не имели отношения к христианству. Такой обычай сохранился с языческих времен, когда в честь умерших устраивали погребальные пиры – тризны. Их сопровождали воинские состязания и игрища, а сам поминальный день больше походил на праздник. И это неспроста: предки-язычники верили в то, что радость живых может передаваться и умершим. После того как общественные гулянья завершались, для поминовения усопших собирались тесным семейным кругом дома. По поверьям души покойных следовали за своими родственниками, а те, в свою очередь, принимали их в качестве долгожданных гостей: угощали приготовленными блюдами, наливали питие, вспоминали о скончавшихся с душевной теплотой. По завершении такого дня поминовения, предков следовало проводить обратно в загробный мир. В противном случае они могли застрять между мирами, и навлечь на своих родственников напасти и горести. Несмотря на то, что с распространением христианства сакральный смысл поминальных обрядов изменился, обычай проводить застолья в память о покойных дошел до наших дней. Еще одной распространенной славянской традицией было «согревание» усопших. В родительские дни, когда солнце уже клонилось к закату, наши предки разводили костры. Считалось, что таким образом души могут получить еще немного тепла перед дорогой в загробный мир. Существовало и другое объяснение этого ритуала: зажжённые костры помогали духам ориентироваться в пространстве и отыскать обратный путь в царство мертвых. Поминальные дни Со сменой вероисповедания многие исконно славянские праздники обрели новое значение, но, тем не менее, заняли свое место в церковном календаре. Такими днями стали даты поминовения умерших родственников, однако помимо них сохранились Масленица, Пасха, Деды, Семик и Русальные дни. Все эти праздники связывает общее языческое прошлое и обычаи. Масленица Задолго до распространения христианства славяне отмечали Масленицу – праздничное время, посвященное проводам зимы, а также началу поминального периода. С приходом новой веры традиция не исчезла. Однако, если раньше эта дата приходилась на день весеннего равноденствия в конце марта, то теперь Масленицу праздновали за неделю до начала великопостного периода. Сохранились и многие древние обряды, а также отголоски дохристианских поверий. Однако сейчас Масленицу проводят, в основном, чтобы проводить уходящие холода. Обычай поминать усопших в это время с течением веков переместился на другие даты. Исследователи полагают, что основная идея Масленицы заключалась в «похоронах» зимы и начале новой жизни. Люди проводили особые ритуалы, чтобы новый год дал хороший урожай и увеличение поголовья скота. Так, с давних времен на праздник весны принято сжигать соломенное чучело, тем самым, приближая приход лета. Пепел после сожжения идола рассеивали по полям, чтобы обеспечить их плодородие. Такой же сакральный смысл вкладывали славяне в поминальные масленичные ритуалы, ведь по их мнению, души предков могли повлиять на жизнь живущих – как положительно, так и негативно. Если духи были довольны, они посылали свое благословение, которое выражалось в увеличении урожая и численности скота. Если же помянуть должным образом умерших не удавалось, случались несчастья, голод и болезни. Именно для этого с особым вниманием готовили поминальные кушанья и другие подношения. Навий день или Радуница Другим исконно славянским днем поминовения являлась Радуница. Сейчас этот православный праздник считается временем, когда ныне живущие разделяют с покойными радость от воскресения Спасителя. Однако исторически этот день носил несколько иное значение. Об этом свидетельствует и другое название Радуницы, в народе ее часто именуют Навий день. Происходит оно от старославянского «навь», то есть «смерть». Главной традицией этой славянской даты являлось посещение могил умерших. На местах погребения оставляли угощения: блины, кутью, пироги, крашеные яйца, а также разнообразные напитки. После заботы о покойных собирались за столом дома и проводили поминовение в кругу семьи. Нередко устраивали танцы, распевали песни и участвовали в играх. Существовал и другой радуничный обычай: для душ усопших топили баню, причем делали это по всем правилам. В парной отставляли мыло, предметы одежды и запаривали веники. Посетили ли покойные родственники баню, выясняли благодаря золе: пол в помещении покрывали тонким слоем пепла. Если наутро члены семьи обнаруживали на нем следы, это означало, что предки с благословением приняли такую заботу. Семик Существовала в народе традиция отмечать «русальную неделю» - она выпадала аккурат перед праздником Троицы. Наши предки верили, что в это время из воды на землю являлись различные мифические существа: водяные, русалки и другие обитатели глубин. От глаз людей они скрывались в глубокой чаще леса. Особое значение в этот период приобретал четверг – Семик. В этот день разрешалось поминать заложных покойных – тех, кто по мнению славян не получил упокоения после своей смерти. К таким скончавшимся относили всех, кто умер противоестественной смертью, даже если вины самого покойного в этом не было. Считалось, что в таком случае умерший не может продолжить существование в загробном мире, и вынужден скитаться по свету в обличии одной из сущностей. Традиционно в Семик проводили панихиду, во время которой поминали всех тех, кого не удалось отпеть перед погребением. Хоронили в этот день и заложных покойных, в другие время делать это было запрещено. Как и другие поминальные дни, Семик завершался семейной трапезой и гуляньями.
2021-12-31T05:00:00+03:00
2021-12-31T05:00:00+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149