Символика, так или иначе связанная со смертью, всегда присутствовала в реальной жизни. Она нашла своё отражение не только в ритуальных атрибутах (венки, траурные ленты, венчики, кресты), но и в суеверных приметах, народных обычаях, похоронных традициях. К символам смерти обращались художники, скульпторы, а в XIX веке мастера нового вида искусства — фотографы. Писатели, поэты, театральные и кинорежиссёры тоже внесли свою лепту, обращаясь к теме смерти. Не оставалась в стороне и церковь: росписи в церквях, храмах и соборах изобиловали сюжетами, связанными со смертью.
Отношение к смерти и её основные символы
Ранее всего символы смерти стали использоваться живописцами. Искусно выполненные рисунки, живописные полотна представляли черепа и скелеты, прекрасных ангелов и зловещих женщин с лицами, закрытыми капюшонами, таинственные ночные кладбища с памятниками и крестами. Смерть частенько присутствовала в представлениях бродячих театров, была участницей красочных карнавалов. Люди и боялись смерти, и подшучивали над ней, её изображали грозной и злой, а порой смешной, терпеливой и сговорчивой. С ней танцевали и пели, сидели за одним столом, обменивались шутками, смеялись и мирно расходились. Но горем была встреча со смертью в военное время, в периоды страшных эпидемий, когда смерть не щадила никого. Религия относилась к изображению смерти или её символов терпимо: не запрещала и даже поощряла. Смерть неизбежна, она может настичь человека в любой момент. Не имеет значение ни статус, ни богатство или знатность: перед смертью все равны. Об этом священники говорили в своих проповедях, призывая готовиться к ней: жить, соблюдая заповеди Господа, творить благо, не грешить. Праведникам уготован рай, смерть им не страшна, а вот грешников ждут мытарства в преисподней.
Череп — символ смерти и жизни
Череп и раньше и сейчас изображается в виде черепной коробки с запавшими щеками, с чёрными провалами вместо глаз, с оскаленными зубами. Да, изображение черепа говорит о бренности жизни, неизбежности конца жизненного пути и о таком непривлекательном виде после смерти. Но существует и другой образ смерти, например, череп, на пиратском флаге в период великих географических открытий, смеётся. Он и название получил соответствующее: «Весёлый Роджер». И это уже не символ смерти, а символ жизни, победы над врагом. Таким символом череп был в языческие времена. Череп врага — хорошая добыча: он и оберег, и предмет поклонения. Его подвергали длительной обработке, полировке, его украшали изысканной резьбой, оправляли в серебро и золото, его хранили в святилищах и обращались к нему за помощью. Фигурки черепа, выполненные из бронзы, серебра и золота были модными предметами интерьера в гостиных богатых англичанок во времена королевы Виктории, бабушки Елизаветы II.
Ангелы и смерть с косой
Ангелы частые персонажи картин, скульптур в эпоху Средневековья. Ангелы — чистые существа, помощники Господа. Они прилетают за душами умерших, забирают их с собой на небеса, проводят экскурсии по раю и аду, составляют книгу их жизни со всеми добрыми делами и всеми прегрешениями, представляют их Богу в судный день, стараются защитить перед Всевышним. Ангелы изображаются в виде невинных детей, прекрасных юношей с белыми крылами. В это же время изображение смерти приобретает зловещие черты. Это дама-скелет со страшным лицом-черепом, в длинном чёрном плаще с капюшоном и с косой в руках. Этой косой она, как пахарь, косит всех подряд, забирая с собой в загробный мир. Нет пощады ни детям, ни старикам, ни мужчинам, ни женщинам. Так оно и было в жизни: эпидемии чумы, холеры накрыли Европу и унесли миллионы жизней.
Пляски смерти
Люди Средневековья боялись эпидемий, боялись смерти. При первых появлениях признаков заразы они покидали обжитые места, боролись со страшной напастью, но безжалостные «жнецы» не давали никаких шансов. И тогда люди, доведённые до отчаяния страхом перед неминуемой смертью, резко изменили своё отношение к ней: они перестали её бояться, превратив в нелепого, глуповатого и нестрашного персонажа театрализованных представлений. На улицы вышли бродячие актёры, которые в разных странах назывались по-разному (в Италии — мимы, в Германии — шпильманы, во Франции — жонглёры, на Руси — скоморохи и т. д.). Они передвигались по стране, давая представления на городских и сельских площадях. Рассказчики и музыканты, певцы и танцоры, они пели, плясали, беседовали между собой и с публикой. Часто главным действующим лицом сюжетов была смерть-скелет. Она сидела за общим столом, изображая собутыльника актёров, курила и рассказывала анекдоты, весело смеялась, клацая зубами. Она пела, плясала, приглашая на танец кого-нибудь из зрителей или танцуя с актёром, изображающим священника, богача или крестьянина. Такая смерть никого не страшила, она лишь намекала на мимолётность жизни, на равенство всех людей перед лицом смерти. Такие сюжеты с участием смерти были очень популярны и получили даже особое название: «Пляска смерти».
Символика смерти в эпоху Возрождения и Нового времени
К символике смерти люди искусства обращались и в более поздние времена, только приоритеты сменились. Оставив череп главной фигурой, например, натюрморта, его окружали песочными часами — символом быстротекущего времени; догорающими свечами — символом приближающегося конца; фужерами без вина и бабочками с поникшими крылышками — символами завершения жизни. Позднее очень популярными стали литературные произведения романтического направления: романы, поэмы, баллады. В них описывались любовные муки; страдания от безответной любви; болезни, напавшие на страдальца; тихая смерть и печальное кладбище.
Военная тематика XX века и смерть
Апогеем в изображении европейского искусства стал XX век. Две войны, 1-ая и 2-ая мировые войны, унесли миллионы жизней, и это случилось не из-за природных катаклизмов, а по воле и желанию людей. Казалось, все самые страшные разрушительные человеческие инстинкты вдруг проснулись и обрушились на мир. Это пострашнее смерти в обычном её понимании. Это хорошо поняли художники и литераторы. Замечательные представители европейского искусства: немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (роман «На Западном фронте без перемен», испанский художник Пабло Пикассо (картина «Герника»), русский поэт Сергей Орлов (стихотворение «Его зарыли в шар земной...») лучше всех поняли и рассказали о жестокости смерти, когда люди убивают людей.
Символы смерти, европейское искусство: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «Символы смерти, европейское искусство», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Символы смерти, европейское искусство». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/simvoly-smerti-evropeyskoe-iskusstvo/
Символы смерти, европейское искусство
Символы смерти, европейское искусство
Символика, так или иначе связанная со смертью, всегда присутствовала в реальной жизни. Она нашла своё отражение не только в ритуальных атрибутах (венки, траурные...
Символы, смерти,, европейское, искусство
Символика, так или иначе связанная со смертью, всегда присутствовала в реальной жизни. Она нашла своё отражение не только в ритуальных атрибутах (венки, траурные ленты, венчики, кресты), но и в суеверных приметах, народных обычаях, похоронных традициях. К символам смерти обращались художники, скульпторы, а в XIX веке мастера нового вида искусства — фотографы. Писатели, поэты, театральные и кинорежиссёры тоже внесли свою лепту, обращаясь к теме смерти. Не оставалась в стороне и церковь: росписи в церквях, храмах и соборах изобиловали сюжетами, связанными со смертью. Содержание: Время прочтения: 5 минут Отношение к смерти и её основные символы Символика смерти в эпоху Возрождения и Нового времени Военная тематика XX века и смерть Отношение к смерти и её основные символы Ранее всего символы смерти стали использоваться живописцами. Искусно выполненные рисунки, живописные полотна представляли черепа и скелеты, прекрасных ангелов и зловещих женщин с лицами, закрытыми капюшонами, таинственные ночные кладбища с памятниками и крестами. Смерть частенько присутствовала в представлениях бродячих театров, была участницей красочных карнавалов. Люди и боялись смерти, и подшучивали над ней, её изображали грозной и злой, а порой смешной, терпеливой и сговорчивой. С ней танцевали и пели, сидели за одним столом, обменивались шутками, смеялись и мирно расходились. Но горем была встреча со смертью в военное время, в периоды страшных эпидемий, когда смерть не щадила никого. Религия относилась к изображению смерти или её символов терпимо: не запрещала и даже поощряла. Смерть неизбежна, она может настичь человека в любой момент. Не имеет значение ни статус, ни богатство или знатность: перед смертью все равны. Об этом священники говорили в своих проповедях, призывая готовиться к ней: жить, соблюдая заповеди Господа, творить благо, не грешить. Праведникам уготован рай, смерть им не страшна, а вот грешников ждут мытарства в преисподней. Череп — символ смерти и жизни Череп и раньше и сейчас изображается в виде черепной коробки с запавшими щеками, с чёрными провалами вместо глаз, с оскаленными зубами. Да, изображение черепа говорит о бренности жизни, неизбежности конца жизненного пути и о таком непривлекательном виде после смерти. Но существует и другой образ смерти, например, череп, на пиратском флаге в период великих географических открытий, смеётся. Он и название получил соответствующее: «Весёлый Роджер». И это уже не символ смерти, а символ жизни, победы над врагом. Таким символом череп был в языческие времена. Череп врага — хорошая добыча: он и оберег, и предмет поклонения. Его подвергали длительной обработке, полировке, его украшали изысканной резьбой, оправляли в серебро и золото, его хранили в святилищах и обращались к нему за помощью. Фигурки черепа, выполненные из бронзы, серебра и золота были модными предметами интерьера в гостиных богатых англичанок во времена королевы Виктории, бабушки Елизаветы II. Ангелы и смерть с косой Ангелы частые персонажи картин, скульптур в эпоху Средневековья. Ангелы — чистые существа, помощники Господа. Они прилетают за душами умерших, забирают их с собой на небеса, проводят экскурсии по раю и аду, составляют книгу их жизни со всеми добрыми делами и всеми прегрешениями, представляют их Богу в судный день, стараются защитить перед Всевышним. Ангелы изображаются в виде невинных детей, прекрасных юношей с белыми крылами. В это же время изображение смерти приобретает зловещие черты. Это дама-скелет со страшным лицом-черепом, в длинном чёрном плаще с капюшоном и с косой в руках. Этой косой она, как пахарь, косит всех подряд, забирая с собой в загробный мир. Нет пощады ни детям, ни старикам, ни мужчинам, ни женщинам. Так оно и было в жизни: эпидемии чумы, холеры накрыли Европу и унесли миллионы жизней. Пляски смерти Люди Средневековья боялись эпидемий, боялись смерти. При первых появлениях признаков заразы они покидали обжитые места, боролись со страшной напастью, но безжалостные «жнецы» не давали никаких шансов. И тогда люди, доведённые до отчаяния страхом перед неминуемой смертью, резко изменили своё отношение к ней: они перестали её бояться, превратив в нелепого, глуповатого и нестрашного персонажа театрализованных представлений. На улицы вышли бродячие актёры, которые в разных странах назывались по-разному (в Италии — мимы, в Германии — шпильманы, во Франции — жонглёры, на Руси — скоморохи и т. д.). Они передвигались по стране, давая представления на городских и сельских площадях. Рассказчики и музыканты, певцы и танцоры, они пели, плясали, беседовали между собой и с публикой. Часто главным действующим лицом сюжетов была смерть-скелет. Она сидела за общим столом, изображая собутыльника актёров, курила и рассказывала анекдоты, весело смеялась, клацая зубами. Она пела, плясала, приглашая на танец кого-нибудь из зрителей или танцуя с актёром, изображающим священника, богача или крестьянина. Такая смерть никого не страшила, она лишь намекала на мимолётность жизни, на равенство всех людей перед лицом смерти. Такие сюжеты с участием смерти были очень популярны и получили даже особое название: «Пляска смерти». Символика смерти в эпоху Возрождения и Нового времени К символике смерти люди искусства обращались и в более поздние времена, только приоритеты сменились. Оставив череп главной фигурой, например, натюрморта, его окружали песочными часами — символом быстротекущего времени; догорающими свечами — символом приближающегося конца; фужерами без вина и бабочками с поникшими крылышками — символами завершения жизни. Позднее очень популярными стали литературные произведения романтического направления: романы, поэмы, баллады. В них описывались любовные муки; страдания от безответной любви; болезни, напавшие на страдальца; тихая смерть и печальное кладбище. Военная тематика XX века и смерть Апогеем в изображении европейского искусства стал XX век. Две войны, 1-ая и 2-ая мировые войны, унесли миллионы жизней, и это случилось не из-за природных катаклизмов, а по воле и желанию людей. Казалось, все самые страшные разрушительные человеческие инстинкты вдруг проснулись и обрушились на мир. Это пострашнее смерти в обычном её понимании. Это хорошо поняли художники и литераторы. Замечательные представители европейского искусства: немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (роман «На Западном фронте без перемен», испанский художник Пабло Пикассо (картина «Герника»), русский поэт Сергей Орлов (стихотворение «Его зарыли в шар земной...») лучше всех поняли и рассказали о жестокости смерти, когда люди убивают людей.
2022-01-03T05:00:00+03:00
2022-01-03T05:00:00+03:00
2023-12-20T20:43:18+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
Батманова Татьяна Петровна