162
Опубликовано: 20.06.2022 05:00

Тувинцы — коренное население республики Тыва (или Тува) на юге Сибири, граничащей с Монголией, Алтайской и Хакасской республиками, Красноярским краем, Иркутской областью и республикой Бурятия. Одна из достопримечательностей столицы республики, города Кызыл, — обелиск «Центр Азии», установленный на набережной Енисея. В Кызыле живёт около 30% населения республики, превышающего 330 тыс. человек, из которых большинство — тувинцы (82%) и живущие в основном в городах русские (16%).

Местный рельеф — горно-котловинный, больше 80% территории занимают горы (отроги и хребты Саянских и Алтайских гор). Селения и города находятся в долинах-котловинах. Горы, обособляющие друг от друга долины, способствуют возникновению довольно существенных различий местных обычаев и традиций, в том числе и похоронных, в разных районах республики.

Предками тувинцев были древние кочевники (скифы, тюрки), тувинский язык относят к саянской группе тюркских языков. Местные погребальные практики сложились на основе шаманизма и тибетской разновидности буддизма. В советские годы (республика вошла в состав СССР в 1944 году) произошли существенные изменения похоронных обычаев под действием государственной атеистической политики. В 1990-е годы старые традиции начали возрождаться, к примеру, ныне в Кызыле похороны можно провести при участии шамана или буддийского ламы.

Посмертная участь

Как и у других народов, у тувинцев бытовали и бытуют верования в то, что умерших ждёт другая жизнь после смерти. Шаманы говорят, что души покойников из Среднего мира людей попадают либо в Нижний мир (грешники), либо в Верхний (достойные люди). Ламы утверждают, что по истечении семи недель происходит новое рождение души в одном из шести миров (богов; полубогов; людей; животных; голодных духов; адских существ). В первые три высших мира переходят души умерших, которые вели праведную жизнь, в три низших — души тех, кто жил недостойно.

Проводы

Полагается не шуметь и не плакать близ умерших, считают, что шум и причитания могут помешать душе на её пути в верхний мир, она может оступиться и провалиться в нижний. Для того чтобы душой не завладели злые духи, в одной юрте с покойником должны находиться мужчины старше 40 лет, которых зловредные существа опасаются. При этом категорически не допускается присутствие женщин и детей. Присутствующим рекомендуется вести беседы, играть в настольные игры. Спать запрещено, чтобы не пришлось оправиться вслед за умершим.

Не должно быть видно лицо умершего, и он не должен лежать на кровати. Поэтому тело перекладывают на лежащий на полу войлочный коврик, а лицо накрывают платком. Раньше хоронили покойных в повседневной одежде. Ныне в гроб укладывают в новой одежде или обернув в саван, иногда используют одежду, на которой не должно быть пуговиц и украшений.

Кое-где доныне совершают обряды «кормления» покойника. При этом забивается жертвенный баран, разжигается ритуальный костёр и на нём сжигают лучшие куски баранины. Присутствующие бросают в огонь по щепотке табака, кропили вино и чай с молоком, бросали пригоршни проса или ячменя. Одновременно шаман говорит усопшему: «Умер, не горюй, и до тебя умирали, поешь, попей». Затем покойного выносили, чтобы похоронить.

Погребение

Ещё в начале прошлого века зачастую хоронили наземным способом. Тело вывозили на лошади в лес и оставляли хищникам, и чем скорее съедался труп, тем лучшей считали посмертную участь покойного. Ныне повсеместно хоронят в гробах из дерева (если покойник был в цинковом гробу его перекладывают в деревянный). В гроб нередко вкладывают личные вещи (зажигалка, расчёска и так далее), пачки сигарет, распечатанные бутылки с вином или водкой. У могилы может быть зажжён ритуальны костёр, в который бросают ветки можжевельника, куски баранины, сала, табак. Иногда проводят окропление могилы с использованием молока или солёного чая с молоком. Чтобы исключить недовольство похороненных в соседних могилах, оставляют около них монеты, угощения.

Поминки

Вернувшиеся с кладбища моют руки и лица и окуривают себя дымом можжевельника. Далее следует поминальная трапеза с варёной бараниной, сыром, топлёным маслом, солёным чаем с молоком, аракой.

Поминальные ритуалы принято проводить на седьмой и сорок девятый дни после кончины. Полагают, что на седьмой день душа умершего окончательно расстаётся с телом, и шаман или лама может контактировать с ней, чтобы выяснить её самочувствие и пожелания. На сорок девятый день окончательно определяется посмертная участь души умершего. По окончании ритуалов устраивают поминальные трапезы.

Вопрос и ответ

Что такое арака?

Алкогольный напиток крепостью до 40 - 50°. Делают из перебродившего молока.

Какой религии придерживается большинство тувинцев?

По большей части исповедуется и шаманизм, и буддизм. В местных условиях обе религии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Сколько буддистов в России?

Около 900 тыс. Живут главным образом в Бурятии, Забайкальском крае, Калмыкии, Туве.

Тувинские похороны: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Тувинские похороны», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Тувинские похороны». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/tuvinskie-pokhorony/
Тувинские похороны
Тувинские похороны
Тувинские похороны: Тувинцы — коренное население республики Тыва (или Тува) на юге Сибири, граничащей с Монголией, Алтайской и Хакасской республиками, Красноярским краем, Иркутской областью и республикой Бурятия. Одна из достопримечательностей столицы республики, города Кызыл, — обелиск «Центр...
Тувинские, похороны
Тувинцы — коренное население республики Тыва (или Тува) на юге Сибири, граничащей с Монголией, Алтайской и Хакасской республиками, Красноярским краем, Иркутской областью и республикой Бурятия. Одна из достопримечательностей столицы республики, города Кызыл, — обелиск «Центр Азии», установленный на набережной Енисея. В Кызыле живёт около 30% населения республики, превышающего 330 тыс. человек, из которых большинство — тувинцы (82%) и живущие в основном в городах русские (16%). Местный рельеф — горно-котловинный, больше 80% территории занимают горы (отроги и хребты Саянских и Алтайских гор). Селения и города находятся в долинах-котловинах. Горы, обособляющие друг от друга долины, способствуют возникновению довольно существенных различий местных обычаев и традиций, в том числе и похоронных, в разных районах республики. Предками тувинцев были древние кочевники (скифы, тюрки), тувинский язык относят к саянской группе тюркских языков. Местные погребальные практики сложились на основе шаманизма и тибетской разновидности буддизма. В советские годы (республика вошла в состав СССР в 1944 году) произошли существенные изменения похоронных обычаев под действием государственной атеистической политики. В 1990-е годы старые традиции начали возрождаться, к примеру, ныне в Кызыле похороны можно провести при участии шамана или буддийского ламы. Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Вызов ритуального агента городской ритуальной службы Траурная процессия Организация и проведение Посмертная участь Как и у других народов, у тувинцев бытовали и бытуют верования в то, что умерших ждёт другая жизнь после смерти. Шаманы говорят, что души покойников из Среднего мира людей попадают либо в Нижний мир (грешники), либо в Верхний (достойные люди). Ламы утверждают, что по истечении семи недель происходит новое рождение души в одном из шести миров (богов; полубогов; людей; животных; голодных духов; адских существ). В первые три высших мира переходят души умерших, которые вели праведную жизнь, в три низших — души тех, кто жил недостойно. Проводы Полагается не шуметь и не плакать близ умерших, считают, что шум и причитания могут помешать душе на её пути в верхний мир, она может оступиться и провалиться в нижний. Для того чтобы душой не завладели злые духи, в одной юрте с покойником должны находиться мужчины старше 40 лет, которых зловредные существа опасаются. При этом категорически не допускается присутствие женщин и детей. Присутствующим рекомендуется вести беседы, играть в настольные игры. Спать запрещено, чтобы не пришлось оправиться вслед за умершим. Не должно быть видно лицо умершего, и он не должен лежать на кровати. Поэтому тело перекладывают на лежащий на полу войлочный коврик, а лицо накрывают платком. Раньше хоронили покойных в повседневной одежде. Ныне в гроб укладывают в новой одежде или обернув в саван, иногда используют одежду, на которой не должно быть пуговиц и украшений. Кое-где доныне совершают обряды «кормления» покойника. При этом забивается жертвенный баран, разжигается ритуальный костёр и на нём сжигают лучшие куски баранины. Присутствующие бросают в огонь по щепотке табака, кропили вино и чай с молоком, бросали пригоршни проса или ячменя. Одновременно шаман говорит усопшему: «Умер, не горюй, и до тебя умирали, поешь, попей». Затем покойного выносили, чтобы похоронить. Погребение Ещё в начале прошлого века зачастую хоронили наземным способом. Тело вывозили на лошади в лес и оставляли хищникам, и чем скорее съедался труп, тем лучшей считали посмертную участь покойного. Ныне повсеместно хоронят в гробах из дерева (если покойник был в цинковом гробу его перекладывают в деревянный). В гроб нередко вкладывают личные вещи (зажигалка, расчёска и так далее), пачки сигарет, распечатанные бутылки с вином или водкой. У могилы может быть зажжён ритуальны костёр, в который бросают ветки можжевельника, куски баранины, сала, табак. Иногда проводят окропление могилы с использованием молока или солёного чая с молоком. Чтобы исключить недовольство похороненных в соседних могилах, оставляют около них монеты, угощения. Поминки Вернувшиеся с кладбища моют руки и лица и окуривают себя дымом можжевельника. Далее следует поминальная трапеза с варёной бараниной, сыром, топлёным маслом, солёным чаем с молоком, аракой. Поминальные ритуалы принято проводить на седьмой и сорок девятый дни после кончины. Полагают, что на седьмой день душа умершего окончательно расстаётся с телом, и шаман или лама может контактировать с ней, чтобы выяснить её самочувствие и пожелания. На сорок девятый день окончательно определяется посмертная участь души умершего. По окончании ритуалов устраивают поминальные трапезы.
2022-06-20T05:00:00+03:00
2022-06-20T05:00:00+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149