Первый случай заболевания COVID-19 был диагностирован 5 марта прошлого года у обучавшегося в медицинском университете итальянского студента, который приехал из Милана 29 февраля. По сообщению главы петербургского комитета по здравоохранению Д.Г. Лисовца сначала не было даже среднесрочного представления о масштабах предстоящей эпидемии.
Основным источником информации были средства массовой информации и лишь позднее по мере роста заболеваемости появились соответствующие рекомендации Роспотребнадзора и Минздрава. Первая волна (апрель-май) протекала в условиях недостатка подходящих средств индивидуальной защиты. Их основной производитель Китай, находившийся перед этим на пике пандемии, стремился в первую очередь закрыть свои внутренние потребности. В результате, в ходе первой волны имела место высокая заболеваемость медиков.
Вторая волна (декабрь-январь) протекала при более ясном представлении о том, что предстоит и что надо делать. Тем не менее по сравнению с первой волной заболеваемость и смертность были более масштабными. По сравнению с 2019 годом общая смертность в 2020 выросла на 23 %, в основном за счёт сердечно-сосудистых заболеваний и COVID-19. И по преимуществу умирали люди пожилого возраста.
Некоторые предполагают, что, как и в случае столетней давности («испанка»), будет три волны COVID-19.