2088
Опубликовано: 09.11.2021 05:00

В дословном переводе некрополь означает «город мертвых» (от древнегреческих слов «некрос» и «полис»). В древности таким термином обозначали крупные захоронения с гробницами и каменными надгробиями. С развитием цивилизаций и появлением новых способов погребения, некрополями стали называть любые могильники или места массовых захоронений.

Некрополи – захоронения древнего мира

Первые некрополи возникли еще тысячи лет назад в древних городах Египта, Этрурии и Малой Азии. Они представляли собой масштабные погребальные комплексы, расположенные на окраине поселений. Такие кладбища могли состоять из многочисленных подземных галерей, камер и склепов.

История сохранила множество примеров мест погребений, принадлежавших в различным эпохам – например, некрополь города Фивы в Древнем Египетском царстве или Дипилонские гробницы в античных Афинах.

Во времена расцвета древнеримской цивилизации покойных стали хоронить вдоль дорог. Такое расположение некрополей служило для живых напоминанием о подвигах предков. Среди дошедших до наших дней придорожных захоронений наибольшей известностью пользуются Римские катакомбы у Аппиевой дороги.

Курганные некрополи у древних славян

Вплоть до принятия христианства славяне хоронили покойных под земляными насыпями – курганами. В таких гробницах сооружали камеру-ящик для размещения останков. Небольшое помещение было с трех сторон окружено стенами, а на входе вкапывали парные столбы. Некоторые погребальные сооружения имели небольшую крышу, сложенную из деревянных плах. С одной из сторон будущей насыпи формировали вход, а по периметру устанавливали ограду.

Наиболее распространенным способом погребения у славянских племен долгое время была кремация. Считалось, что пламя возносит души умерших в небесный мир. После предания огню останки собирали в специальную погребальную посуду и хоронили в подготовленной гробнице. Вместе с телами мужчин в могилу укладывали предметы боевой славы и забитых коней. Женщин сопровождали различные предметы быта: домашняя посуда, зерно, забитая птица и скотина. Во время погребения знатного человека рядом с ним хоронили тела нескольких слуг и одну из жен.

Славянские похороны нередко завершались поминальным пиром – стравой. Существовал и обычай проводить тризну – воинские состязания в честь покойного. Оба обряда символизировали расцвет и продолжение жизни.

Русские некрополи после принятия православия

С распространением христианства изменился и способ погребения умерших: на смену курганным захоронениям пришло погребение при церквях. В некоторых областях принятие новой веры происходило с трудом, и переход к православию растянулся на долгие годы. На территории нашей страны встречаются курганы, датированные даже XIII веком.

Изменение общей идеи похорон привело к тому, что изменился и способ захоронения умерших. Новые могилы стали меньше походить на «города мертвых». Само понятие «кладбище» произошло от слова «клад» - чего-то ценного, зарытого в землю. Причем зарытого до определенной поры, ведь в соответствии с основной концепцией христианства все верные чада церкви обретут жизнь вечную.

История развития некрополей – наука некрополистика

Существует особый подраздел исторической науки, который занимается изучением древних кладбищ и мест захоронений. Результаты таких исследований часто применяются при генеалогических и биографических изысканиях. Некрополистика или некрополеведение во многом связана с краеведением, искусствоведением, архитектурой и другими научными дисциплинами.

Развитие российской некрополистики

В дореволюционные времена в России было выпущено множество публикаций с описанием некрополей в столице и других областях. Среди всех изданий особо примечателен «Петербургский некрополь» под авторством В. И. Саитова в четырех томах.

В годы советской власти интерес к изучению древних некрополей постепенно пропадает, ведь партийные установки не поощряли такую деятельность. После революции были упразднены все титулы и сословные различия, велась антирелигиозная пропаганда, а также было уничтожено бесчисленное количество храмов и старых погостов. Многие знания и исторические объекты с тех пор утрачены безвозвратно.

Интерес к исследованию некрополей постепенно вернулся только в 90-х годах вместе со сменой государственного курса и идеологии, хотя некоторые энтузиасты стали собирать данные гораздо раньше. Так, в 80-х издание «Новый мир» выпустило в свет повесть С. Каледина под названием «Смиренное кладбище». В этом произведении автор привлекал внимание общественности к теме российских погостов.

Примерно в те же годы появляется движение «Тульской некрополь», участники которого главной своей целью ставили сохранение исторических захоронений в городе. Одним из главных инициаторов тульского объединения стал протоиерей Р. Лозинский – старейший областной краевед. С этого момента начинается постепенное возвращение интереса общественности к некрополеведению. Растет число публикаций, исследователей и общественных инициатив.

Сайт общества некрополистов

В 2008 году было официально зарегистрировано объединение исследователей мест погребения на территории нашей страны – Общество некрополистов. Своей главной целью объединение считает восстановление места некрополистики среди исторических наук. Участники общества осуществляют поиск и восстановление разрушенных могил, а также собирают некрополеведческие сведения. Для этих целей был создан специальный сайт.

Члены общества с 2007 года регулярно проводят собрания на различных погостах, о чем свидетельствуют отчеты, размещенные на основном интернет-ресурсе. За последние годы благодаря деятельности некрополистов появились сайты «Московские могилы», «Могилы знаменитостей», «Герои страны», «Нижегородский некрополь» и многие другие познавательные страницы.

На сайтах участники публикуют отчеты о поиске и посещении различных погостов, как на территории страны, так и заграницей. Найти можно и репортажи с похорон известных людей, умерших после 2008 года. Размещены на странице и ссылки на литературные источники некрополеведческой тематики, оцифрованные версии которых можно найти также и в интернете. В особом разделе все желающие могут ознакомиться с информацией о самих некрополистах, а также об авторах публикаций – историках и краеведах.

Помогает сайт и в поиске утерянных покойных, местоположение которых неизвестно. Их список постоянно пополняется. В числе таких захоронений могилы, принадлежащие героям СССР, деятелям науки, культуры, искусства и военнослужащим. Также создан специальный раздел с информацией о захоронениях, которые нуждаются в реставрации.

Ритуальная сфера – важная часть жизни общества. Исследователи-некрополисты считают, что изучение похоронной культуры и исторических мест погребения должно стать одной из задач современной науки, а не только уделом отдельных энтузиастов.

Что такое некрополь: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Что такое некрополь», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Что такое некрополь». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/chto-takoe-nekropol/
Что такое некрополь
Что такое некрополь
В дословном переводе некрополь означает «город мертвых» (от древнегреческих слов «некрос» и «полис»). В древности таким термином обозначали крупные захоронения с...
Что, такое, некрополь
В дословном переводе некрополь означает «город мертвых» (от древнегреческих слов «некрос» и «полис»). В древности таким термином обозначали крупные захоронения с гробницами и каменными надгробиями. С развитием цивилизаций и появлением новых способов погребения, некрополями стали называть любые могильники или места массовых захоронений. Содержание: Время прочтения: 5 минут Некрополи – захоронения древнего мира Курганные некрополи у древних славян Русские некрополи после принятия православия История развития некрополей – наука некрополистика Развитие российской некрополистики Сайт общества некрополистов Некрополи – захоронения древнего мира Первые некрополи возникли еще тысячи лет назад в древних городах Египта, Этрурии и Малой Азии. Они представляли собой масштабные погребальные комплексы, расположенные на окраине поселений. Такие кладбища могли состоять из многочисленных подземных галерей, камер и склепов. История сохранила множество примеров мест погребений, принадлежавших в различным эпохам – например, некрополь города Фивы в Древнем Египетском царстве или Дипилонские гробницы в античных Афинах. Во времена расцвета древнеримской цивилизации покойных стали хоронить вдоль дорог. Такое расположение некрополей служило для живых напоминанием о подвигах предков. Среди дошедших до наших дней придорожных захоронений наибольшей известностью пользуются Римские катакомбы у Аппиевой дороги. Кладбища Ленобласти подробная информация Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Кладбища Санкт-Петербурга подробная информация Курганные некрополи у древних славян Вплоть до принятия христианства славяне хоронили покойных под земляными насыпями – курганами. В таких гробницах сооружали камеру-ящик для размещения останков. Небольшое помещение было с трех сторон окружено стенами, а на входе вкапывали парные столбы. Некоторые погребальные сооружения имели небольшую крышу, сложенную из деревянных плах. С одной из сторон будущей насыпи формировали вход, а по периметру устанавливали ограду. Наиболее распространенным способом погребения у славянских племен долгое время была кремация. Считалось, что пламя возносит души умерших в небесный мир. После предания огню останки собирали в специальную погребальную посуду и хоронили в подготовленной гробнице. Вместе с телами мужчин в могилу укладывали предметы боевой славы и забитых коней. Женщин сопровождали различные предметы быта: домашняя посуда, зерно, забитая птица и скотина. Во время погребения знатного человека рядом с ним хоронили тела нескольких слуг и одну из жен. Славянские похороны нередко завершались поминальным пиром – стравой. Существовал и обычай проводить тризну – воинские состязания в честь покойного. Оба обряда символизировали расцвет и продолжение жизни. Русские некрополи после принятия православия С распространением христианства изменился и способ погребения умерших: на смену курганным захоронениям пришло погребение при церквях. В некоторых областях принятие новой веры происходило с трудом, и переход к православию растянулся на долгие годы. На территории нашей страны встречаются курганы, датированные даже XIII веком. Изменение общей идеи похорон привело к тому, что изменился и способ захоронения умерших. Новые могилы стали меньше походить на «города мертвых». Само понятие «кладбище» произошло от слова «клад» - чего-то ценного, зарытого в землю. Причем зарытого до определенной поры, ведь в соответствии с основной концепцией христианства все верные чада церкви обретут жизнь вечную. История развития некрополей – наука некрополистика Существует особый подраздел исторической науки, который занимается изучением древних кладбищ и мест захоронений. Результаты таких исследований часто применяются при генеалогических и биографических изысканиях. Некрополистика или некрополеведение во многом связана с краеведением, искусствоведением, архитектурой и другими научными дисциплинами. Развитие российской некрополистики В дореволюционные времена в России было выпущено множество публикаций с описанием некрополей в столице и других областях. Среди всех изданий особо примечателен «Петербургский некрополь» под авторством В. И. Саитова в четырех томах. В годы советской власти интерес к изучению древних некрополей постепенно пропадает, ведь партийные установки не поощряли такую деятельность. После революции были упразднены все титулы и сословные различия, велась антирелигиозная пропаганда, а также было уничтожено бесчисленное количество храмов и старых погостов. Многие знания и исторические объекты с тех пор утрачены безвозвратно. Интерес к исследованию некрополей постепенно вернулся только в 90-х годах вместе со сменой государственного курса и идеологии, хотя некоторые энтузиасты стали собирать данные гораздо раньше. Так, в 80-х издание «Новый мир» выпустило в свет повесть С. Каледина под названием «Смиренное кладбище». В этом произведении автор привлекал внимание общественности к теме российских погостов. Примерно в те же годы появляется движение «Тульской некрополь», участники которого главной своей целью ставили сохранение исторических захоронений в городе. Одним из главных инициаторов тульского объединения стал протоиерей Р. Лозинский – старейший областной краевед. С этого момента начинается постепенное возвращение интереса общественности к некрополеведению. Растет число публикаций, исследователей и общественных инициатив. Сайт общества некрополистов В 2008 году было официально зарегистрировано объединение исследователей мест погребения на территории нашей страны – Общество некрополистов. Своей главной целью объединение считает восстановление места некрополистики среди исторических наук. Участники общества осуществляют поиск и восстановление разрушенных могил, а также собирают некрополеведческие сведения. Для этих целей был создан специальный сайт. Члены общества с 2007 года регулярно проводят собрания на различных погостах, о чем свидетельствуют отчеты, размещенные на основном интернет-ресурсе. За последние годы благодаря деятельности некрополистов появились сайты «Московские могилы», «Могилы знаменитостей», «Герои страны», «Нижегородский некрополь» и многие другие познавательные страницы. На сайтах участники публикуют отчеты о поиске и посещении различных погостов, как на территории страны, так и заграницей. Найти можно и репортажи с похорон известных людей, умерших после 2008 года. Размещены на странице и ссылки на литературные источники некрополеведческой тематики, оцифрованные версии которых можно найти также и в интернете. В особом разделе все желающие могут ознакомиться с информацией о самих некрополистах, а также об авторах публикаций – историках и краеведах. Помогает сайт и в поиске утерянных покойных, местоположение которых неизвестно. Их список постоянно пополняется. В числе таких захоронений могилы, принадлежащие героям СССР, деятелям науки, культуры, искусства и военнослужащим. Также создан специальный раздел с информацией о захоронениях, которые нуждаются в реставрации. Ритуальная сфера – важная часть жизни общества. Исследователи-некрополисты считают, что изучение похоронной культуры и исторических мест погребения должно стать одной из задач современной науки, а не только уделом отдельных энтузиастов.
2021-11-09T05:00:00+03:00
2023-12-20T12:56:56+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
132
149