Монументальное художественное произведение было создано известным российским и польским художником Г. И. Семирадским специально к открытию в 1883 году Государственного исторического музея в Москве. В основу её сюжета положены сведения, изложенные арабским путешественником Ахмадом ибн Фадланом, которому в первой половине Х века довелось лично наблюдать обряд погребения знатного руса.
Описание картины
В центре картины — помост с установленной на нём ладьёй, носовую часть которой украшает резное изображение головы коня. Под помостом — груда дров для погребального костра, рядом с ладьёй лежат туши принесённых в жертву коня и быка. Умерший вождь изображён сидящим в середине ладьи, на нём богатые одежды, рядом его боевой меч в ножнах, шлем, щит. У его ног — три молодые девушки, оплакивающие умершего. К той, ближе двух других к покойнику сзади приближается старуха с чёрным покрывалом на голове и кинжалом в правой руке. Рядом с ней два мужчины с приготовленной верёвкой.
У подножия помоста с правой стороны три горюющих девушки. Посередине — воины, которые кричат и бьют оружием по щитам, тут же старик и мальчик, старик играет на довольно большом струнном инструменте.
Левее напротив носовой части ладьи толпа воинов и женщин с детьми. Перед ними у помоста мужчина почти без одежды, в руках у которого горящий факел.
Содержание картины вполне соответствует описанию, которое дал арабский свидетель погребения. Он говорит о корабле на берегу, водружённом на помост, под которым располагались дрова. О ложе с парчовыми покрывалами и подушками, на котором был размещён богато одетый покойник (двое штанов, сапоги, куртка, кафтан с пуговицами из золота, высокая шапка, отделанная мехом соболя).
Ибн Фадлан также рассказывает о девушке-рабыне, которая согласилась умереть вместе со своим господином, и о сопровождающих её двух рабынях. Также он видел воинов, громко стучащих щитами и оружием. Дано описание убийства рабыни, согласившейся умереть (её душили верёвками, а старуха добила кинжалом). О мужчине с факелом сообщается, что это был ближайший родственник усопшего, который поджёг погребальный костёр.
Сомнительные детали
Специалисты-историки отмечают, что кое в чём картина не соответствует реальности. Указывают на слишком плотную укладку дров в погребальном костре, из-за чего он сразу не разгорится. О шлемах, щитах, боевых топорах, мечах, кинжале, колчанах, изображённых на картине, сообщают, что подобные образцы фактически появились в более поздние исторические периоды. Височное кольцо у девушки, которую должны убить, похоже на кольца вятичей XII – XIII веков. Музыкальный инструмент у старика, по-видимому, является плодом фантазии художника.
Но мелкие недочёты вполне можно понять, так как в то время, когда была написана картина, доступные теперь данные по истории Древней Руси ещё не были известны. К полной динамики и драматизма картине, погружающей зрителей в мир прошлого, следует относиться как к художественному произведению, не претендующему на энциклопедический охват сведений о материальной культуре Руси начала Х века.
Вопрос и ответ
Когда состоялось путешествие ибн Фадлана?
Он выехал из Багдада в июне 921 и вернулся из путешествия в мае 923 года.
В связи с чем состоялось путешествие ибн Фадлана?
Он был в составе группы посланников багдадского халифа, направленных в Волжскую Булгарию, которая тогда приняла ислам и просила помощи в противостоянии с хазарами.
Сожжение в ладье — это древнерусский похоронный обычай?
Нет, такие похороны связывают с влиянием варягов, пришедших в те времена на Русь.
Картина «Похороны знатного руса»: актуальная информация
Ищете информацию по теме – «Картина «Похороны знатного руса»», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Картина «Похороны знатного руса»». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.
Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/kartina-pokhorony-znatnogo-rusa/
Картина «Похороны знатного руса»
Картина «Похороны знатного руса»
Монументальное художественное произведение было создано известным российским и польским художником Г. И. Семирадским специально к открытию в 1883 году...
Картина, «Похороны, знатного, руса»
Монументальное художественное произведение было создано известным российским и польским художником Г. И. Семирадским специально к открытию в 1883 году Государственного исторического музея в Москве. В основу её сюжета положены сведения, изложенные арабским путешественником Ахмадом ибн Фадланом, которому в первой половине Х века довелось лично наблюдать обряд погребения знатного руса. Содержание: Время прочтения: 3 минуты Описание картины Сомнительные детали Описание картины В центре картины — помост с установленной на нём ладьёй, носовую часть которой украшает резное изображение головы коня. Под помостом — груда дров для погребального костра, рядом с ладьёй лежат туши принесённых в жертву коня и быка. Умерший вождь изображён сидящим в середине ладьи, на нём богатые одежды, рядом его боевой меч в ножнах, шлем, щит. У его ног — три молодые девушки, оплакивающие умершего. К той, ближе двух других к покойнику сзади приближается старуха с чёрным покрывалом на голове и кинжалом в правой руке. Рядом с ней два мужчины с приготовленной верёвкой. У подножия помоста с правой стороны три горюющих девушки. Посередине — воины, которые кричат и бьют оружием по щитам, тут же старик и мальчик, старик играет на довольно большом струнном инструменте. Похороны с кремацией захоронение праха Похороны с погребением на кладбищах СПб и области Траурная процессия Организация и проведение Левее напротив носовой части ладьи толпа воинов и женщин с детьми. Перед ними у помоста мужчина почти без одежды, в руках у которого горящий факел. Содержание картины вполне соответствует описанию, которое дал арабский свидетель погребения. Он говорит о корабле на берегу, водружённом на помост, под которым располагались дрова. О ложе с парчовыми покрывалами и подушками, на котором был размещён богато одетый покойник (двое штанов, сапоги, куртка, кафтан с пуговицами из золота, высокая шапка, отделанная мехом соболя). Ибн Фадлан также рассказывает о девушке-рабыне, которая согласилась умереть вместе со своим господином, и о сопровождающих её двух рабынях. Также он видел воинов, громко стучащих щитами и оружием. Дано описание убийства рабыни, согласившейся умереть (её душили верёвками, а старуха добила кинжалом). О мужчине с факелом сообщается, что это был ближайший родственник усопшего, который поджёг погребальный костёр. Сомнительные детали Специалисты-историки отмечают, что кое в чём картина не соответствует реальности. Указывают на слишком плотную укладку дров в погребальном костре, из-за чего он сразу не разгорится. О шлемах, щитах, боевых топорах, мечах, кинжале, колчанах, изображённых на картине, сообщают, что подобные образцы фактически появились в более поздние исторические периоды. Височное кольцо у девушки, которую должны убить, похоже на кольца вятичей XII – XIII веков. Музыкальный инструмент у старика, по-видимому, является плодом фантазии художника. Но мелкие недочёты вполне можно понять, так как в то время, когда была написана картина, доступные теперь данные по истории Древней Руси ещё не были известны. К полной динамики и драматизма картине, погружающей зрителей в мир прошлого, следует относиться как к художественному произведению, не претендующему на энциклопедический охват сведений о материальной культуре Руси начала Х века.
2022-08-08T05:00:00+03:00
2022-08-08T05:00:00+03:00
2023-12-20T14:12:30+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
ул. Латышских Стрелков д. 25 строение 6
Фёдоров Пётр Владимирович