74
Опубликовано: 30.04.2022 05:00

Вепсы — немногочисленная народность, входящая в финно-угорскую языковую группу. Ареал её расселения Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Общая численность около 6 000 человек. Большинство вепсов живёт в Карелии, примерно полторы тысячи являются жителями Ленинградской области, чуть больше 400 человек живут в Вологодской области, ещё около 450 человек проживают в других регионах РФ.

Вепсы — наследники древнего народа

Вепсы имеют и другое, хорошо известное историкам название — чудь. Оно закрепилось за древними северными племенами, язык которых был непонятен, казался чудным, смешным. Против чуди воевали русские князья, они же привлекали воинов этих северных племён к походам, например, на Царьград в 907 году. Эта этническая группа внесена в «Перечень национальностей и языков РФ» (кодовый № 351). С названием древних племён связано и наименование знаменитого озера — Чудское. Свой след оставила чудь и в Архангельской области: там есть городок Чудово (всего же в области проживает около 200 граждан, назвавших себя при переписи чудью).

Вепсы Ленинградской области

Вепсы Ленинградской области расположились в трёх географических зонах: северные вепсы живут на границе с Карелией (юго-западное побережье Онежского озера); средние вепсы освоили северо-западные районы; южные вепсы обитают в основном на востоке области. В Ленинградской области перепись 2010 года выявила 1 380 вепсов, в Санкт-Петербурге — 271 представителя этой народности. Многие вепсы давно ассимилировались, вепского языка не знают, родным считают русский язык и называют себя русскими.

Самобытные народные обычаи вепсов

Подавляющее большинство вепсов проживает в сельской местности, где крепки родственные связи, а народные обычаи и традиции передаются из поколения в поколение не только в устном изложении, но и при фактическом их исполнении.

Народные бытовые обычаи

Они проявляются во всём: в одежде и в ремёслах, в пище, в фольклоре и в народном творчестве. Обычная одежда женщин-селянок состоит из юбки и кофты, которые в праздничные дни, на свадьбах, юбилеях поражают красочностью. Традиционные занятия мужчин — изготовление из дерева различных предметов быта, мебели, декоративных поделок. Резьба по дереву и плетение из лозы и корней деревьев, изготовление прялок и ткацких станков, пяльцев очень ценятся у покупателей. Последние изделия необходимы женщинам, которые занимаются прядением шерсти, вязанием, ткачеством, вышиванием и шитьём, — всё это пользуется большим спросом на рынке.

Обрядовые обычаи и традиции

Особенно тщательно соблюдаются различные обрядовые действия, например, в похоронной практике. Конечно, некоторые со временем исчезли, другие видоизменились, но основа осталась от прежних поколений. Например, так выглядят поминальные обычаи вепсов, ставшие традиционными.

Первое поминание сопровождало вынос тела покойного из дома. Для всех, кто пришёл проститься с усопшим, выносилась в решете поминальная еда: кутья, кисель и варёные яйца. Следующее поминальное действие устраивалось после погребения. Когда похоронная процессия удалялась на кладбище, в дело вступали дальние родственники и соседи: всё тщательно убирали, мыли и накрывали стол. Пришедшие с кладбища должны были как минимум вымыть руки, или же принять баню: такой обычай очищения в бане соблюдается и сейчас. После этого садились за поминальный стол, который по обычаю накрывается в день похорон и на «сорочины»: в 40-й день после смерти. Первым блюдом были кутья и яичный блин, который резали на кусочки по количеству сидящих за столом. Кисель подавался в конце поминальной трапезы. Обязательными блюдами были рыбные и всевозможная выпечка. Любимыми были пироги-рыбники, ягодные и, так называемые «калитки». Рыбная ловля была, да и по сию пору остаётся одним из основных занятий мужчин, поэтому рыбная кулинария освоена вепсами исключительно хорошо. В отличие от православных обычаев оставлять свободное место за столом для усопшего у вепсов не принято. На одном из углов стола клалась только ложка для покойного и колоб (выпечка). Их накрывали сверху полотенцем или клали под скатерть. Сорочины — последние поминки по усопшему, поэтому его особенно усиленно «приглашали» в гости. После окончания поминок 40-го дня «гостя» провожали до околицы с киселём и яйцами, с оставшейся едой, которую раздавали односельчанам. Старики рассказывали, что раньше поминки проходили не так: никаких поминальных столов не накрывали; родственники усопшего наполняли решёта поминальной едой и обходили всех односельчан с просьбой помянуть покойного. Этому обычаю сейчас следуют на 9-й и 20-й дни после смерти.

Вопрос и ответ

Какие малочисленные коренные народы живут в Ленинградской области?

Кроме вепсов на территории области проживают водь (33 чел.) и ижора (169 чел.).

К какому вероисповеданию относятся вепсы?

Эта этническая группа относится к православию. Вепсы приняли православную веру в X - XI веках.

Какие народы относятся к угро-финской языковой группе кроме вепсов?

Список очень обширен. Это финны, венгры, эстонцы, карелы, коми, ханты и другие народы. Общая численность составляет более 25 млн.

Народные поминальные обычаи вепсов: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Народные поминальные обычаи вепсов», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Народные поминальные обычаи вепсов». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/narodnye-pominalnye-obychai-vepsov/
Народные поминальные обычаи вепсов
Народные поминальные обычаи вепсов
Народные поминальные обычаи вепсов: Вепсы — немногочисленная народность, входящая в финно-угорскую языковую группу. Ареал её расселения Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Общая численность около 6 000 человек. Большинство вепсов живёт в Карелии, примерно полторы тысячи являются жителями...
Народные, поминальные, обычаи, вепсов
Вепсы — немногочисленная народность, входящая в финно-угорскую языковую группу. Ареал её расселения Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Общая численность около 6 000 человек. Большинство вепсов живёт в Карелии, примерно полторы тысячи являются жителями Ленинградской области, чуть больше 400 человек живут в Вологодской области, ещё около 450 человек проживают в других регионах РФ. Вепсы — наследники древнего народа Вепсы имеют и другое, хорошо известное историкам название — чудь. Оно закрепилось за древними северными племенами, язык которых был непонятен, казался чудным, смешным. Против чуди воевали русские князья, они же привлекали воинов этих северных племён к походам, например, на Царьград в 907 году. Эта этническая группа внесена в «Перечень национальностей и языков РФ» (кодовый № 351). С названием древних племён связано и наименование знаменитого озера — Чудское. Свой след оставила чудь и в Архангельской области: там есть городок Чудово (всего же в области проживает около 200 граждан, назвавших себя при переписи чудью). Вепсы Ленинградской области Вепсы Ленинградской области расположились в трёх географических зонах: северные вепсы живут на границе с Карелией (юго-западное побережье Онежского озера); средние вепсы освоили северо-западные районы; южные вепсы обитают в основном на востоке области. В Ленинградской области перепись 2010 года выявила 1 380 вепсов, в Санкт-Петербурге — 271 представителя этой народности. Многие вепсы давно ассимилировались, вепского языка не знают, родным считают русский язык и называют себя русскими. Разработка сценария траурных мероприятий Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Траурная процессия Организация и проведение Самобытные народные обычаи вепсов Подавляющее большинство вепсов проживает в сельской местности, где крепки родственные связи, а народные обычаи и традиции передаются из поколения в поколение не только в устном изложении, но и при фактическом их исполнении. Народные бытовые обычаи Они проявляются во всём: в одежде и в ремёслах, в пище, в фольклоре и в народном творчестве. Обычная одежда женщин-селянок состоит из юбки и кофты, которые в праздничные дни, на свадьбах, юбилеях поражают красочностью. Традиционные занятия мужчин — изготовление из дерева различных предметов быта, мебели, декоративных поделок. Резьба по дереву и плетение из лозы и корней деревьев, изготовление прялок и ткацких станков, пяльцев очень ценятся у покупателей. Последние изделия необходимы женщинам, которые занимаются прядением шерсти, вязанием, ткачеством, вышиванием и шитьём, — всё это пользуется большим спросом на рынке. Обрядовые обычаи и традиции Особенно тщательно соблюдаются различные обрядовые действия, например, в похоронной практике. Конечно, некоторые со временем исчезли, другие видоизменились, но основа осталась от прежних поколений. Например, так выглядят поминальные обычаи вепсов, ставшие традиционными. Первое поминание сопровождало вынос тела покойного из дома. Для всех, кто пришёл проститься с усопшим, выносилась в решете поминальная еда: кутья, кисель и варёные яйца. Следующее поминальное действие устраивалось после погребения. Когда похоронная процессия удалялась на кладбище, в дело вступали дальние родственники и соседи: всё тщательно убирали, мыли и накрывали стол. Пришедшие с кладбища должны были как минимум вымыть руки, или же принять баню: такой обычай очищения в бане соблюдается и сейчас. После этого садились за поминальный стол, который по обычаю накрывается в день похорон и на «сорочины»: в 40-й день после смерти. Первым блюдом были кутья и яичный блин, который резали на кусочки по количеству сидящих за столом. Кисель подавался в конце поминальной трапезы. Обязательными блюдами были рыбные и всевозможная выпечка. Любимыми были пироги-рыбники, ягодные и, так называемые «калитки». Рыбная ловля была, да и по сию пору остаётся одним из основных занятий мужчин, поэтому рыбная кулинария освоена вепсами исключительно хорошо. В отличие от православных обычаев оставлять свободное место за столом для усопшего у вепсов не принято. На одном из углов стола клалась только ложка для покойного и колоб (выпечка). Их накрывали сверху полотенцем или клали под скатерть. Сорочины — последние поминки по усопшему, поэтому его особенно усиленно «приглашали» в гости. После окончания поминок 40-го дня «гостя» провожали до околицы с киселём и яйцами, с оставшейся едой, которую раздавали односельчанам. Старики рассказывали, что раньше поминки проходили не так: никаких поминальных столов не накрывали; родственники усопшего наполняли решёта поминальной едой и обходили всех односельчан с просьбой помянуть покойного. Этому обычаю сейчас следуют на 9-й и 20-й дни после смерти.
2022-04-30T05:00:00+03:00
2022-04-30T05:00:00+03:00
2022
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149