310
Опубликовано: 19.04.2021 09:00

Гражданские, не церковные элементы похоронно-поминальной обрядности начали появляться в России в последней трети XIX века. К примеру, происходившие в Петербурге в 1877 году с соблюдением православных обычаев похороны Н.А. Некрасова были восприняты, как новое явление, так как сопровождались многолюдным шествием, своего рода демонстрацией. Похороны-митинги, совмещённые с церковным ритуалом или же вообще без него, получили широкое распространение, начиная с 1905 года. Для погребений погибших в революционных столкновениях было характерно произнесение речей над могилой, совершение шествий к кладбищу с траурно-революционным пением. В похоронной символике появился красный цвет флагов, лент, обивки гроба, иногда и покойника облачали в рубашку красного цвета.

После 1917 года

В советский период всё шире распространялся похоронный ритуал гражданского характера, обычно включавший проведение траурного митинга и музыкальное сопровождение с духовым оркестром. При этом нередко, по преимуществу в сельской местности, сохранялись некоторые старые традиционные элементы. Остался обычай проведения после погребений поминальных обедов на добрую память об усопших. Также поминали покойных по прошествии девяти и сорока дней, а также через год после кончины. При этом практически не было речи о религиозных традициях, смысл поминок состоял в том, чтобы вспомнить добрым словом ушедших навсегда. Зачастую память об усопшем наглядно символизировала стопка водки с хлебом на ней, поставленная на столе или рядом с фото того, кого поминали.

Новое советское общество создавалось в ходе разрушения прежних традиционных основ культуры и социальной жизни. Похоронно-поминальная обрядность изменялась под воздействием жёстких государственных ограничений религиозной жизни, одним из наглядных проявлений которых стало массовое закрытие и разрушение храмов. Воздействие массированной антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания стало причиной стойкого равнодушия нескольких поколений как к религиозным вопросам, так и к старинным традициям в общем.

Похоронно-поминальная обрядность изменялась не только в связи с идеологической обработкой населения. В XX веке происходили коренные преобразования социальной жизни в стране. Индустриализация сопровождалась быстрым ростом городов и изменениями структуры населения. Снижались возможности регулярного посещения новых кладбищ, так как они открывались на дальних окраинах или даже далеко за пределами растущих городов. Старые кладбища, окружённые новой застройкой, приходили в запустение и исчезали. Например, в Санкт-Петербурге утрачены кладбища Карповское, Митрофаниевское, Сампсониевское, Фарфоровское и многие, многие другие. Не способствовали сохранению старых кладбищ тяжёлые периоды военного и послевоенного лихолетья.

В крупных городах после революции и войн особенно отчетливо проявлялось пренебрежительное отношение властных структур и общества к старым кладбищам. Массово уничтожались церкви и кладбища при них, повсеместно практиковалась застройка на местах, где прежде были погосты. Нередко на их месте возводили стадионы или площадки для танцев. Кладбища утратили прежний статус неприкосновенных и почитаемых мест.

Массовая утеря старых традиций, в том числе поминально-погребальных ритуалов, была также связана с массовым оттоком сельского населения в города и сопутствующим расселением деревень, отнесённых к неперспективным. В результате старинные сельские кладбища приходили в запустение и уничтожались. В городах и больших поселках оставшимся верующим становилось всё сложнее добираться до немногих уцелевших действующих храмов для совершения отпевания или панихиды.

В советское время в России начали строить крематории. Одной из причин этого стало отрицательное отношение к кремации в православии и других конфессиях. Однако постройка крематория требует достаточно значительных капиталовложений, и к 1991 году в стране действовали всего лишь пять крематориев, из них три в Москве и по одному в Ленинграде и Свердловске.

После 1985 года

В перестроечный период в прессе и в государственных структурах начались обсуждения возможности установления общегосударственного Дня памяти (поминовения). Предлагались различные даты, но в итоге от идеи отказались с учётом того, что в сельской местности во многих областях страны и в советский период продолжалось соблюдение освящённых церковью Родительских дней. К тому же повсюду, где остались страшные следы военных лет, фактическим Днём поминовения стало 9 мая.

После 1991 года в России постепенно возрождается православие, восстанавливаются и строятся новые церкви и часовни, в церковных празднествах принимают участие официальные лица. Процесс возрождения православия осложняется в связи с облегчением условий для проникновения из-за рубежа разнообразных сект и конфессий. Но, тем не менее, заметно возросло значение православной церкви в повседневной жизни. Это, в частности, проявляется и в том, что возросла и продолжает возрастать доля похорон, при совершении которых используется православная погребально-поминальная обрядность. В таких похоронах, зачастую, может воспроизводиться кое-что из вошедшего в употребление в советский период. Например, среди похоронных мероприятий может быть гражданская панихида, помимо церковных песнопений может звучать траурная музыка.

Сохранилось кое-что из древних обычаев и поверий, относящихся к очистительным действиям, защищающим от магических сил усопших. Многие в большей или меньшей степени верят в то, что души умерших продолжают навещать свои дома в течение сорока дней после кончины. В некоторых местностях считают необходимым положить в гроб что-либо из вещей усопших: расчёску, сигареты, зажигалку, даже запасное чистое и так далее. Бытуют рассказы о явлениях усопших родственникам в сновидениях с претензиями или с благодарностями по поводу различных обстоятельств, сопровождавших похороны.

Ныне смягчилось отношение православной церкви к допустимости огненного погребения, которое теперь не отрицается категорически, допускаются отпевания перед кремацией. В больших городах становится всё больше тех, кто отдаёт предпочтение кремации, а не традиционному погребению в землю. В российских городах работает уже около трёх десятков крематориев и продолжается строительство новых.

Советская и постсоветская похоронная обрядность в России: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Советская и постсоветская похоронная обрядность в России», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Советская и постсоветская похоронная обрядность в России». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/sovetskaya-i-postsovetskaya-pokhoronnaya-obryadnost-v-rossii/
Советская и постсоветская похоронная обрядность в России
Советская и постсоветская похоронная обрядность в России
Советская и постсоветская похоронная обрядность в России: Гражданские, не церковные элементы похоронно-поминальной обрядности начали появляться в России в последней трети XIX века. К примеру, происходившие в Петербурге в 1877 году с соблюдением православных обычаев похороны Н.А. Некрасова были восприняты, как новое явление, так как...
Советская, и, постсоветская, похоронная, обрядность, в, России
Гражданские, не церковные элементы похоронно-поминальной обрядности начали появляться в России в последней трети XIX века. К примеру, происходившие в Петербурге в 1877 году с соблюдением православных обычаев похороны Н.А. Некрасова были восприняты, как новое явление, так как сопровождались многолюдным шествием, своего рода демонстрацией. Похороны-митинги, совмещённые с церковным ритуалом или же вообще без него, получили широкое распространение, начиная с 1905 года. Для погребений погибших в революционных столкновениях было характерно произнесение речей над могилой, совершение шествий к кладбищу с траурно-революционным пением. В похоронной символике появился красный цвет флагов, лент, обивки гроба, иногда и покойника облачали в рубашку красного цвета. После 1917 года В советский период всё шире распространялся похоронный ритуал гражданского характера, обычно включавший проведение траурного митинга и музыкальное сопровождение с духовым оркестром. При этом нередко, по преимуществу в сельской местности, сохранялись некоторые старые традиционные элементы. Остался обычай проведения после погребений поминальных обедов на добрую память об усопших. Также поминали покойных по прошествии девяти и сорока дней, а также через год после кончины. При этом практически не было речи о религиозных традициях, смысл поминок состоял в том, чтобы вспомнить добрым словом ушедших навсегда. Зачастую память об усопшем наглядно символизировала стопка водки с хлебом на ней, поставленная на столе или рядом с фото того, кого поминали. Новое советское общество создавалось в ходе разрушения прежних традиционных основ культуры и социальной жизни. Похоронно-поминальная обрядность изменялась под воздействием жёстких государственных ограничений религиозной жизни, одним из наглядных проявлений которых стало массовое закрытие и разрушение храмов. Воздействие массированной антирелигиозной пропаганды и атеистического воспитания стало причиной стойкого равнодушия нескольких поколений как к религиозным вопросам, так и к старинным традициям в общем. Похоронно-поминальная обрядность изменялась не только в связи с идеологической обработкой населения. В XX веке происходили коренные преобразования социальной жизни в стране. Индустриализация сопровождалась быстрым ростом городов и изменениями структуры населения. Снижались возможности регулярного посещения новых кладбищ, так как они открывались на дальних окраинах или даже далеко за пределами растущих городов. Старые кладбища, окружённые новой застройкой, приходили в запустение и исчезали. Например, в Санкт-Петербурге утрачены кладбища Карповское, Митрофаниевское, Сампсониевское, Фарфоровское и многие, многие другие. Не способствовали сохранению старых кладбищ тяжёлые периоды военного и послевоенного лихолетья. В крупных городах после революции и войн особенно отчетливо проявлялось пренебрежительное отношение властных структур и общества к старым кладбищам. Массово уничтожались церкви и кладбища при них, повсеместно практиковалась застройка на местах, где прежде были погосты. Нередко на их месте возводили стадионы или площадки для танцев. Кладбища утратили прежний статус неприкосновенных и почитаемых мест. Массовая утеря старых традиций, в том числе поминально-погребальных ритуалов, была также связана с массовым оттоком сельского населения в города и сопутствующим расселением деревень, отнесённых к неперспективным. В результате старинные сельские кладбища приходили в запустение и уничтожались. В городах и больших поселках оставшимся верующим становилось всё сложнее добираться до немногих уцелевших действующих храмов для совершения отпевания или панихиды. В советское время в России начали строить крематории. Одной из причин этого стало отрицательное отношение к кремации в православии и других конфессиях. Однако постройка крематория требует достаточно значительных капиталовложений, и к 1991 году в стране действовали всего лишь пять крематориев, из них три в Москве и по одному в Ленинграде и Свердловске. После 1985 года В перестроечный период в прессе и в государственных структурах начались обсуждения возможности установления общегосударственного Дня памяти (поминовения). Предлагались различные даты, но в итоге от идеи отказались с учётом того, что в сельской местности во многих областях страны и в советский период продолжалось соблюдение освящённых церковью Родительских дней. К тому же повсюду, где остались страшные следы военных лет, фактическим Днём поминовения стало 9 мая. После 1991 года в России постепенно возрождается православие, восстанавливаются и строятся новые церкви и часовни, в церковных празднествах принимают участие официальные лица. Процесс возрождения православия осложняется в связи с облегчением условий для проникновения из-за рубежа разнообразных сект и конфессий. Но, тем не менее, заметно возросло значение православной церкви в повседневной жизни. Это, в частности, проявляется и в том, что возросла и продолжает возрастать доля похорон, при совершении которых используется православная погребально-поминальная обрядность. В таких похоронах, зачастую, может воспроизводиться кое-что из вошедшего в употребление в советский период. Например, среди похоронных мероприятий может быть гражданская панихида, помимо церковных песнопений может звучать траурная музыка. Сохранилось кое-что из древних обычаев и поверий, относящихся к очистительным действиям, защищающим от магических сил усопших. Многие в большей или меньшей степени верят в то, что души умерших продолжают навещать свои дома в течение сорока дней после кончины. В некоторых местностях считают необходимым положить в гроб что-либо из вещей усопших: расчёску, сигареты, зажигалку, даже запасное чистое и так далее. Бытуют рассказы о явлениях усопших родственникам в сновидениях с претензиями или с благодарностями по поводу различных обстоятельств, сопровождавших похороны. Ныне смягчилось отношение православной церкви к допустимости огненного погребения, которое теперь не отрицается категорически, допускаются отпевания перед кремацией. В больших городах становится всё больше тех, кто отдаёт предпочтение кремации, а не традиционному погребению в землю. В российских городах работает уже около трёх десятков крематориев и продолжается строительство новых.
2021-04-19T09:00:00+03:00
2021-04-26T06:58:02+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
132
149