710
Опубликовано: 27.06.2021 09:00

Россия – многонациональная страна. Половина её территории лежит в европейской части материка, а половина – в азиатской. Местоположение и смешение культур в нашем государстве определяют не только поведение граждан в быту, но и отношение к смерти.

Европейский подход

Для европейских граждан эпохи средневековья было характерно отмечать свадьбы и похороны всей общиной. Таким образом члены одного клана, или одного цеха мастеров, обозначали свою принадлежность к единому сословию или семейству. К летальному исходу одного из членов относились как к чему-то обыденному. Смерти ребёнка, жены, брата, родителей случались повсеместно, и потому их воспринимали также, как сейчас перелом или госпитализацию по иному случаю.

В отдельных провинциях европейских государств кладбища, как довольно обширные территории, занимались ежегодными ярмарками. Также возле могил нередко устраивали народные гуляния, торги, обменивались новостями. Надо отдать должное, что славяне всё-таки отделяли Царство Мёртвых от увеселений живых. Погосты или скудельни обязательно имели ограду, и пересекали её либо для нового погребения, либо для поминовения – т. е. для непосредственного контакта с миром умерших.

Уже в эпоху Возрождения и далее, в эпоху Просвещения, философы стали в обществе поднимать вопросы смерти. Пугающее окончание своей жизни, представление души без тела, покидание своей семьи – такие картины описывались в романах того времени. Сама по себе Смерть романтизировалась, а уход из жизни считался и ужасным, и прекрасным.

Новая и Новейшая истории изобилуют войнами. Тысячами и даже миллионами гибли граждане по всему миру. Скоропостижная кончина могла настигнуть каждого. Страх перед неизбежным включил защитную реакцию в человеческом организме. Людям проще гнать от себя мысли о смерти, считать, что её не существует, чем трезво рассуждать о ней.

Восточный подход

Мировоззрение жителей Востока формировалось на основе нескольких доминирующих здесь религий – ислама, зороастризма, индуизма и буддизма. Практически во всех из них смерть считалась достаточным горем для живых, но большим благом для мёртвого. Индусы и японцы, провожая умершего на погребальный костёр, одевали белые одежды. Так они выказывали свою радость по поводу перерождения души их родственника в новом мире.

Говоря о жителях Страны Восходящего солнца, непременно следует вспомнить о ритуальном харакири. Честь самурая была превыше всего, и за своего господина им не было зазорно отдать свою жизнь. Приблизительно такой же настрой господствовал и у ассасинов, для которых смерть в бою с неверными была лишь способом обрести Вечную жизнь в саду с гуриями.

И всё же, даже у людей с Востока на обсуждение смерти налагалось негласное табу. Зороастрийцы избавлялись от умерших, снося их в дахме (башни молчания). Мусульмане скорбят по скончавшемуся всего три дня, объясняя это двумя фразами: «Бог дал – Бог взял» и «На всё воля Аллаха». На территории Сибири малые народы России после совершённого погребения своего родича ни через месяц, ни через год не приходили на могилы, а если и поминали покойников, то только в домашних условиях.

Американский континент

Завоеватели Америки отмечали чуждый для европейцев подход к вопросу смерти у индейцев. Племена ацтеков и майя практиковали человеческие жертвоприношения, что наложило свой отпечаток на восприятие смерти. Их божества по сути не отличались особой доброжелательностью к людям и на фресках изображались со злыми лицами. Мёртвых скорее опасались и задабривали, к ним не относились как к добрым предкам, а скорее, как к мстительным сущностям.

Зависимость психологического восприятия смерти от возраста

Восприятие кончины другого человека и своей собственной во многом зависит от возраста переживающего. Психологи проводят следующие параллели между количеством прожитых лет и отношением к уходу в иной мир.

До 5 лет. Ребёнок не осознаёт, что такое смерть, поскольку в его мире всё живое и здравствующее. Страх к летальному исходу появляется уже после 5 лет. При чём этот страх абстрактный, к общему злу как таковому.

7-8 лет. Период, когда страхи персонифицируются. Теперь зло не предстаёт единым чем-то, а разделяется на множество ипостасей. Смерть может прийти во сне, от несчастного случая, в больнице, или по иным причинам. И всё это для детей не разные варианты одного, а множество возможных причин умереть.

8-12 лет. После 8 лет страх за свою жизнь отодвигается на второй план. Теперь у ребёнка появляется реальная боязнь смерти родственников – бабушки, дедушки, тёти, дяди. Тем сильнее она, чем большими болезнями страдает их близкий.

13-18 лет. Подросткам свойственно романтизировать уход из жизни. Это либо смерть во имя любви, либо гибель на поле боя, либо совершение геройского поступка с летальным исходом. Особо впечатлительные юноши и юницы могут даже резать вены, или совершать иные экстремальные поступки, но их обязательно спасут.

18-55 лет. Взрослая жизнь не даёт человеку думать о загробном мире. Бытовые заботы, карьера, личная жизнь, дети, родители – всё это отвлекает и настраивает на противоположный лад. Только реальные ситуации, о которых можно сказать «на грани», заставляют задумываться о неминуемом. К таковым относятся дорожные аварии, операции, тяжёлые болезни.

Старше 55 лет. Всё чаще приходят мысли о смерти. При чём они могут быть как в позитивном ключе – о Небесах, перерождении, встрече с умершими, так и в негативном – если в целом человек себя чувствует покинутым. По этой причине важно не обделять вниманием пожилого родственника. Рассказывая о себе, вовлекая его в свою жизнь вы способствуете его активизации, понимании нужности, потакании его желаниям.

Профессиональный подход

Люди опасных профессий, или ежедневно сталкивающиеся с проявлениями смерти, по-иному относятся к своей жизни. Они не загадывают далеко вперёд, а ориентируются на прошлое и настоящее. В редких случаях – на ближайшее будущее. И хотя такой подход прослеживается и у самоубийц, последние крайне негативно воспринимают свою жизнь. Экстремалы же, наоборот, больше думают о своей семье, своих окружающих, проявляют повышенную к ним заботу, ибо внутренне ощущают скоротечность своей жизни.

Культурные особенности, новые подходы

С середины ХХ века в европейских странах появилось движение, способствующее раскрытию тематики смерти для обывателя. В специализированных «Death cafe» («Кафе смерти») собираются люди и обсуждают свои страхи, помогают другим преодолеть психологические проблемы, связанные со смертью близких. Такие встречи ныне проходят в 56 странах мира. В России движение нашло своё распространение в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и ряде других крупных мегаполисов.

В Соединённых Штатах и ряде государств Европы открываются научно-исследовательские центры, посвящённые смерти и сопутствующим вопросам – биоэтике, эвтаназии, проблемам умирающих. Похоронная отрасль развивается стремительно и чуть не каждый год предлагает определённую новинку ритуальной сферы. Превращения кремированного праха в графитовые карандаши, пластинки, алмазы, или фейерверк, становятся всё более востребованными способами увековечивания памяти о скончавшемся. Посты в соцсетях и на форумах становятся основой для создания альтернативных цифровых копий человека после смерти, обеспечения ему своего рода «цифрового бессмертия».

Преодоление страха смерти проводится в игровой форме. Так, известная компания «Lego», совместно с Венским похоронным музеем в 2019 году выпустила уникальный конструктор, в число деталей которого входили гробики и кремационная печь. Данный игрушечный набор позволяет детям свыкнуться с тематикой смерти, привыкнуть к её изнанке и не расценивать кремацию, как варварский обычай сжигать человеческие тела. Формирование иного отношения к похоронам в юном возрасте приведёт к тому, что мировоззрение нового поколения будет разительно отличаться от нынешнего.

Восприятие смерти в нашей культуре и психологии: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Восприятие смерти в нашей культуре и психологии», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Восприятие смерти в нашей культуре и психологии». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/vospriyatie-smerti-v-nashey-kulture-i-psikhologii/
Восприятие смерти в нашей культуре и психологии
Восприятие смерти в нашей культуре и психологии
Восприятие смерти в нашей культуре и психологии: Россия – многонациональная страна. Половина её территории лежит в европейской части материка, а половина – в азиатской. Местоположение и смешение культур в нашем государстве определяют не только поведение граждан в быту, но и отношение к смерти. Для европейских граждан эпохи...
Восприятие, смерти, в, нашей, культуре, и, психологии
Россия – многонациональная страна. Половина её территории лежит в европейской части материка, а половина – в азиатской. Местоположение и смешение культур в нашем государстве определяют не только поведение граждан в быту, но и отношение к смерти. Содержание: Время прочтения: 5 минут Европейский подход Восточный подход Американский континент Зависимость психологического восприятия смерти от возраста Профессиональный подход Культурные особенности, новые подходы Европейский подход Для европейских граждан эпохи средневековья было характерно отмечать свадьбы и похороны всей общиной. Таким образом члены одного клана, или одного цеха мастеров, обозначали свою принадлежность к единому сословию или семейству. К летальному исходу одного из членов относились как к чему-то обыденному. Смерти ребёнка, жены, брата, родителей случались повсеместно, и потому их воспринимали также, как сейчас перелом или госпитализацию по иному случаю. В отдельных провинциях европейских государств кладбища, как довольно обширные территории, занимались ежегодными ярмарками. Также возле могил нередко устраивали народные гуляния, торги, обменивались новостями. Надо отдать должное, что славяне всё-таки отделяли Царство Мёртвых от увеселений живых. Погосты или скудельни обязательно имели ограду, и пересекали её либо для нового погребения, либо для поминовения – т. е. для непосредственного контакта с миром умерших. Уже в эпоху Возрождения и далее, в эпоху Просвещения, философы стали в обществе поднимать вопросы смерти. Пугающее окончание своей жизни, представление души без тела, покидание своей семьи – такие картины описывались в романах того времени. Сама по себе Смерть романтизировалась, а уход из жизни считался и ужасным, и прекрасным. Новая и Новейшая истории изобилуют войнами. Тысячами и даже миллионами гибли граждане по всему миру. Скоропостижная кончина могла настигнуть каждого. Страх перед неизбежным включил защитную реакцию в человеческом организме. Людям проще гнать от себя мысли о смерти, считать, что её не существует, чем трезво рассуждать о ней. Восточный подход Мировоззрение жителей Востока формировалось на основе нескольких доминирующих здесь религий – ислама, зороастризма, индуизма и буддизма. Практически во всех из них смерть считалась достаточным горем для живых, но большим благом для мёртвого. Индусы и японцы, провожая умершего на погребальный костёр, одевали белые одежды. Так они выказывали свою радость по поводу перерождения души их родственника в новом мире. Говоря о жителях Страны Восходящего солнца, непременно следует вспомнить о ритуальном харакири. Честь самурая была превыше всего, и за своего господина им не было зазорно отдать свою жизнь. Приблизительно такой же настрой господствовал и у ассасинов, для которых смерть в бою с неверными была лишь способом обрести Вечную жизнь в саду с гуриями. И всё же, даже у людей с Востока на обсуждение смерти налагалось негласное табу. Зороастрийцы избавлялись от умерших, снося их в дахме (башни молчания). Мусульмане скорбят по скончавшемуся всего три дня, объясняя это двумя фразами: «Бог дал – Бог взял» и «На всё воля Аллаха». На территории Сибири малые народы России после совершённого погребения своего родича ни через месяц, ни через год не приходили на могилы, а если и поминали покойников, то только в домашних условиях. Американский континент Завоеватели Америки отмечали чуждый для европейцев подход к вопросу смерти у индейцев. Племена ацтеков и майя практиковали человеческие жертвоприношения, что наложило свой отпечаток на восприятие смерти. Их божества по сути не отличались особой доброжелательностью к людям и на фресках изображались со злыми лицами. Мёртвых скорее опасались и задабривали, к ним не относились как к добрым предкам, а скорее, как к мстительным сущностям. Зависимость психологического восприятия смерти от возраста Восприятие кончины другого человека и своей собственной во многом зависит от возраста переживающего. Психологи проводят следующие параллели между количеством прожитых лет и отношением к уходу в иной мир. До 5 лет. Ребёнок не осознаёт, что такое смерть, поскольку в его мире всё живое и здравствующее. Страх к летальному исходу появляется уже после 5 лет. При чём этот страх абстрактный, к общему злу как таковому. 7-8 лет. Период, когда страхи персонифицируются. Теперь зло не предстаёт единым чем-то, а разделяется на множество ипостасей. Смерть может прийти во сне, от несчастного случая, в больнице, или по иным причинам. И всё это для детей не разные варианты одного, а множество возможных причин умереть. 8-12 лет. После 8 лет страх за свою жизнь отодвигается на второй план. Теперь у ребёнка появляется реальная боязнь смерти родственников – бабушки, дедушки, тёти, дяди. Тем сильнее она, чем большими болезнями страдает их близкий. 13-18 лет. Подросткам свойственно романтизировать уход из жизни. Это либо смерть во имя любви, либо гибель на поле боя, либо совершение геройского поступка с летальным исходом. Особо впечатлительные юноши и юницы могут даже резать вены, или совершать иные экстремальные поступки, но их обязательно спасут. 18-55 лет. Взрослая жизнь не даёт человеку думать о загробном мире. Бытовые заботы, карьера, личная жизнь, дети, родители – всё это отвлекает и настраивает на противоположный лад. Только реальные ситуации, о которых можно сказать «на грани», заставляют задумываться о неминуемом. К таковым относятся дорожные аварии, операции, тяжёлые болезни. Старше 55 лет. Всё чаще приходят мысли о смерти. При чём они могут быть как в позитивном ключе – о Небесах, перерождении, встрече с умершими, так и в негативном – если в целом человек себя чувствует покинутым. По этой причине важно не обделять вниманием пожилого родственника. Рассказывая о себе, вовлекая его в свою жизнь вы способствуете его активизации, понимании нужности, потакании его желаниям. Профессиональный подход Люди опасных профессий, или ежедневно сталкивающиеся с проявлениями смерти, по-иному относятся к своей жизни. Они не загадывают далеко вперёд, а ориентируются на прошлое и настоящее. В редких случаях – на ближайшее будущее. И хотя такой подход прослеживается и у самоубийц, последние крайне негативно воспринимают свою жизнь. Экстремалы же, наоборот, больше думают о своей семье, своих окружающих, проявляют повышенную к ним заботу, ибо внутренне ощущают скоротечность своей жизни. Культурные особенности, новые подходы С середины ХХ века в европейских странах появилось движение, способствующее раскрытию тематики смерти для обывателя. В специализированных «Death cafe» («Кафе смерти») собираются люди и обсуждают свои страхи, помогают другим преодолеть психологические проблемы, связанные со смертью близких. Такие встречи ныне проходят в 56 странах мира. В России движение нашло своё распространение в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и ряде других крупных мегаполисов. В Соединённых Штатах и ряде государств Европы открываются научно-исследовательские центры, посвящённые смерти и сопутствующим вопросам – биоэтике, эвтаназии, проблемам умирающих. Похоронная отрасль развивается стремительно и чуть не каждый год предлагает определённую новинку ритуальной сферы. Превращения кремированного праха в графитовые карандаши, пластинки, алмазы, или фейерверк, становятся всё более востребованными способами увековечивания памяти о скончавшемся. Посты в соцсетях и на форумах становятся основой для создания альтернативных цифровых копий человека после смерти, обеспечения ему своего рода «цифрового бессмертия». Преодоление страха смерти проводится в игровой форме. Так, известная компания «Lego», совместно с Венским похоронным музеем в 2019 году выпустила уникальный конструктор, в число деталей которого входили гробики и кремационная печь. Данный игрушечный набор позволяет детям свыкнуться с тематикой смерти, привыкнуть к её изнанке и не расценивать кремацию, как варварский обычай сжигать человеческие тела. Формирование иного отношения к похоронам в юном возрасте приведёт к тому, что мировоззрение нового поколения будет разительно отличаться от нынешнего.
2021-06-27T09:00:00+03:00
2023-12-21T23:42:14+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149