478
Опубликовано: 10.10.2021 05:00

На протяжении многих лет похоронами в России заведовала церковь, а помогала ей община: делали гроб, облачали покойного в погребальные одежды, копали яму и несли усопшего к месту погребения. Прихожан хоронили на территории вокруг прихода в соответствии со статусом: чем богаче был человек, тем ближе к церкви его похоронят. На этом порядок похоронного дела заканчивался. Захоронения велись не по плану, подходящие места для погостов не выбирали. Практиковалось многократное использование могильного участка без большого промежутка времени между захоронениями.

Для захоронения путников, бедняков, жертв эпидемий, самоубийц и не успевших покаяться перед смертью, в каждой общине были скудельницы, их часто называли Божьим домом, и они являлись прообразом братской могилы. Также туда помещали людей, скончавшихся в холодное время года. Там тела хранились до весны, после чего добровольцы из общины занимались их погребением. Уход за скудельницами осуществлялся также силами общины.

В таком важном вопросе как составление завещания также не было порядка. Часто их писали заинтересованные люди от лица усопшего без его подписи. Чтобы документ считался действительным, следовало лишь найти подставного свидетеля и попросить его подтвердить факт неспособности умирающего самостоятельно составить завещание.

Существовал и более удивительный способ заработка на чужом горе: продажа гробового паспорта. Это документ, подписанный недобросовестным священником о том, что покойный вел праведную жизнь. Он якобы предназначался на предъявление святому Николаю. И такой паспорт пользовался неплохим спросом среди малограмотного населения.

Первые реформы

Попытка вмешаться в погребальные обычаи и внести порядок в стихийно сложившиеся процессы, была предпринята в 1657 году в Москве – в период волны различных эпидемий в Европе. Российские города расширялись и возникла опасность повторения европейского опыта, поэтому власти в первую очередь наложили запрет на похороны внутри Кремля и составили список требований относительно кладбищенских территорий.

В петровское время погребальная реформа получила свое развитие и обрела более оформленный вид. Теперь полагалось хоронить через три дня после наступления смерти, а не как ранее – в день кончины, а в качестве материала для гроба запрещалось использовать дуб и сосну. Эти породы древесины нужны были для строительства кораблей. Следить за порядком в ритуальной сфере было поручено новому учрежденному ведомству – Печальной комиссии. Она также занималась разработкой похоронных обрядов для знати и устанавливала порядок траурных церемоний. Спустя некоторое время эти правила распространились на остальные слои населения.

По мере увеличения Петербурга, деревенские погосты постепенно оказывались в его черте, а, поскольку, захоронения там были многоуровневые и произведенные без соблюдения большой глубины, от них начал распространяться невыносимый смрад, отравляя жизнь горожан. Тогда старые погосты было решено покрыть толстым слоем земли, а новые некрополи создавать в отдаленных уголках города. И лишь по приказу Екатерины II кладбища стали основывать исключительно за Петербургом, на безопасном расстоянии.

Но, по-прежнему отсутствовала планировка территорий и регулярный централизованный уход. В России подобная практика приживалась крайне долго, хотя жившие в Петербурге лютеране вели похоронное делопроизводство поистине блестяще. На участках, выделенных для их захоронений, до сих пор можно проследить следы некогда образцового порядка, а также он прослеживается и в сохранившихся документах.

Но при этом уже начинала развиваться сфера ритуальных товаров. При Екатерине Великой появились лавки, в которых продавались гробы, но лишь спустя век начнется самый настоящий расцвет рынка погребальных услуг с невероятной конкуренцией.

Похоронное дело в 19 веке

В целом, почти все стороны похоронного вопроса на тот момент уже были отрегулированы на законодательном уровне. Соблюдалось установленное расстояние от некрополей до жилых сооружений, хоронили на определенную глубину и не использовали бывшие кладбищенские территории под поля для выращивания культур. По-прежнему некрополи попадали под ответственность конфессии и национальной общины, а также был принят важный запрет, имеющий свою силу и в наши дни, и касается он создания частных кладбищ.

В 1899 году была предпринята попытка навести порядок на погостах и этим обязали артели могильщиков, но, к сожалению, планомерное распределение захоронений по участкам так и не было введено. Вырученные от похорон деньги им было жалко тратить на осуществление ухода за могилами.

Становление рынка погребальных услуг

Оказание ритуальной помощи на профессиональном уровне в Петербурге началось в конце 19 века. Тогда стали появляться специальные службы. Они предлагали полный спектр услуг и товаров для проведения похорон, в том числе с возможностью проведения литургии и отпевания, с предоставлением носильщиков. Можно было даже заказать плакальщицу и читальщика. Перечень ритуальных товаров мало чем отличался от современного: гроб, цветочное оформление, облачение усопшего и пр.

Спрос на ритуальные услуги рос по мере увеличения города и в соответствии с запросами усложнялся и расширялся рынок. Стали востребованы профессии: гробовщик, могильщик, водитель катафалка, флорист и другие.

До революции оставалась крепкой система похорон по сословиям и чинам. Самое простое погребение стоило 40-45 рублей, а для состоятельных или знатных горожан – 1000 рублей и выше. Очевидно, что подобная прибыльность дела привела к жестокой конкуренции за состоятельных клиентов и нередкими были случаи, когда в дом усопшего могли приехать сразу несколько агентов и начать бестактно навязывать свои услуги.

Как хоронили в Петербурге в 18-19 веке: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Как хоронили в Петербурге в 18-19 веке», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Как хоронили в Петербурге в 18-19 веке». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/kak-khoronili-v-peterburge-v-18-19-veke/
Как хоронили в Петербурге в 18-19 веке
Как хоронили в Петербурге в 18-19 веке
Как хоронили в Петербурге в 18-19 веке: На протяжении многих лет похоронами в России заведовала церковь, а помогала ей община: делали гроб, облачали покойного в погребальные одежды, копали яму и несли усопшего к месту погребения. Прихожан хоронили на территории вокруг прихода в соответствии со статусом: чем богаче...
Как, хоронили, в, Петербурге, 18-19, веке
На протяжении многих лет похоронами в России заведовала церковь, а помогала ей община: делали гроб, облачали покойного в погребальные одежды, копали яму и несли усопшего к месту погребения. Прихожан хоронили на территории вокруг прихода в соответствии со статусом: чем богаче был человек, тем ближе к церкви его похоронят. На этом порядок похоронного дела заканчивался. Захоронения велись не по плану, подходящие места для погостов не выбирали. Практиковалось многократное использование могильного участка без большого промежутка времени между захоронениями. Для захоронения путников, бедняков, жертв эпидемий, самоубийц и не успевших покаяться перед смертью, в каждой общине были скудельницы, их часто называли Божьим домом, и они являлись прообразом братской могилы. Также туда помещали людей, скончавшихся в холодное время года. Там тела хранились до весны, после чего добровольцы из общины занимались их погребением. Уход за скудельницами осуществлялся также силами общины. В таком важном вопросе как составление завещания также не было порядка. Часто их писали заинтересованные люди от лица усопшего без его подписи. Чтобы документ считался действительным, следовало лишь найти подставного свидетеля и попросить его подтвердить факт неспособности умирающего самостоятельно составить завещание. Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Резервирование места на кладбищах СПб и области Существовал и более удивительный способ заработка на чужом горе: продажа гробового паспорта. Это документ, подписанный недобросовестным священником о том, что покойный вел праведную жизнь. Он якобы предназначался на предъявление святому Николаю. И такой паспорт пользовался неплохим спросом среди малограмотного населения. Первые реформы Попытка вмешаться в погребальные обычаи и внести порядок в стихийно сложившиеся процессы, была предпринята в 1657 году в Москве – в период волны различных эпидемий в Европе. Российские города расширялись и возникла опасность повторения европейского опыта, поэтому власти в первую очередь наложили запрет на похороны внутри Кремля и составили список требований относительно кладбищенских территорий. В петровское время погребальная реформа получила свое развитие и обрела более оформленный вид. Теперь полагалось хоронить через три дня после наступления смерти, а не как ранее – в день кончины, а в качестве материала для гроба запрещалось использовать дуб и сосну. Эти породы древесины нужны были для строительства кораблей. Следить за порядком в ритуальной сфере было поручено новому учрежденному ведомству – Печальной комиссии. Она также занималась разработкой похоронных обрядов для знати и устанавливала порядок траурных церемоний. Спустя некоторое время эти правила распространились на остальные слои населения. По мере увеличения Петербурга, деревенские погосты постепенно оказывались в его черте, а, поскольку, захоронения там были многоуровневые и произведенные без соблюдения большой глубины, от них начал распространяться невыносимый смрад, отравляя жизнь горожан. Тогда старые погосты было решено покрыть толстым слоем земли, а новые некрополи создавать в отдаленных уголках города. И лишь по приказу Екатерины II кладбища стали основывать исключительно за Петербургом, на безопасном расстоянии. Но, по-прежнему отсутствовала планировка территорий и регулярный централизованный уход. В России подобная практика приживалась крайне долго, хотя жившие в Петербурге лютеране вели похоронное делопроизводство поистине блестяще. На участках, выделенных для их захоронений, до сих пор можно проследить следы некогда образцового порядка, а также он прослеживается и в сохранившихся документах. Но при этом уже начинала развиваться сфера ритуальных товаров. При Екатерине Великой появились лавки, в которых продавались гробы, но лишь спустя век начнется самый настоящий расцвет рынка погребальных услуг с невероятной конкуренцией. Похоронное дело в 19 веке В целом, почти все стороны похоронного вопроса на тот момент уже были отрегулированы на законодательном уровне. Соблюдалось установленное расстояние от некрополей до жилых сооружений, хоронили на определенную глубину и не использовали бывшие кладбищенские территории под поля для выращивания культур. По-прежнему некрополи попадали под ответственность конфессии и национальной общины, а также был принят важный запрет, имеющий свою силу и в наши дни, и касается он создания частных кладбищ. В 1899 году была предпринята попытка навести порядок на погостах и этим обязали артели могильщиков, но, к сожалению, планомерное распределение захоронений по участкам так и не было введено. Вырученные от похорон деньги им было жалко тратить на осуществление ухода за могилами. Становление рынка погребальных услуг Оказание ритуальной помощи на профессиональном уровне в Петербурге началось в конце 19 века. Тогда стали появляться специальные службы. Они предлагали полный спектр услуг и товаров для проведения похорон, в том числе с возможностью проведения литургии и отпевания, с предоставлением носильщиков. Можно было даже заказать плакальщицу и читальщика. Перечень ритуальных товаров мало чем отличался от современного: гроб, цветочное оформление, облачение усопшего и пр. Спрос на ритуальные услуги рос по мере увеличения города и в соответствии с запросами усложнялся и расширялся рынок. Стали востребованы профессии: гробовщик, могильщик, водитель катафалка, флорист и другие. До революции оставалась крепкой система похорон по сословиям и чинам. Самое простое погребение стоило 40-45 рублей, а для состоятельных или знатных горожан – 1000 рублей и выше. Очевидно, что подобная прибыльность дела привела к жестокой конкуренции за состоятельных клиентов и нередкими были случаи, когда в дом усопшего могли приехать сразу несколько агентов и начать бестактно навязывать свои услуги.
2021-10-10T05:00:00+03:00
2021-10-10T09:58:05+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149