294
Опубликовано: 11.10.2021 05:00

Казалось бы, раскольники, староверы, старообрядцы – это все термины из прошлой жизни России. Действительно, внешне очень сложно определить принадлежность человека к той или иной религии, поэтому мало кто задумывается над тем, что среди нас по-прежнему ходят старообрядцы. Конечно, они не носят окладистую бороду, стрижку «под горшок», или завязанные под подбородком платки. Они выглядят абсолютно так же как большинство жителей современного города, однако в Северной столице официально существует несколько крупных старообрядческих общин и их численность весьма внушительна.

Раскольники в городе на Неве

Староверы обосновались в Санкт-Петербурге с первых лет существования города. Известно, что в 1723 году Петр I потребовал обеспечить строительство новой столицы целой армией мастеров, а раскольники издавна славились своим особыми способностями в плотницком, кузнечном деле и иных ремеслах, поэтому в город стекалось огромное количество таких рабочих, которые приходили семьями и общинами. При таком раскладе было проще обжиться на новом месте. Их основные поселения были устроены за пределами Петербурга – на берегу реки Охты.

В период правления Екатерины II им разрешили жить в городе, но платить за это двойной налог. Поскольку староверы – люди трудолюбивые и дисциплинированные, трудностей с деньгами у них не возникало. Более того, в их числе было большое количество крепких купцов-владельцев цехов, артелей, складов, и прочих производств. Поэтому 1837 году община даже получила землю для захоронения своих усопших. Кладбищу дали название по фамилии крупнейших лесопромышленников братьев Громовых, так было создано Громовское кладбище, ныне разрушенное.

Расцвет и развитие старообрядческих общин прекратилось с приходом новой власти в 1917 году. Многочисленные церкви, принадлежащие раскольникам, были национализированы или взорваны, кладбище оскверняли мародеры, а самой общине пришлось уйти «в подполье» и вести неприметный образ жизни вплоть до 1982 года, когда было подписано Хельсинское соглашение и община была зарегистрирована как Русская Православная Старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия. В ее подчинение постепенно начали возвращать церкви, отдавать новые помещения и выделять участки на городских кладбищах.

Похоронные обряды староверов

Сегодня некоторые обряды, проводившиеся в течении многих веков, упразднили. Например, больше не выращивают собственноручно лён для изготовления погребального облачения. Также канула в лету традиция самостоятельного вырезания гроба из цельного ствола дерева. Однако в целом погребальная традиция старообрядцев чтится до сих пор и похороны проходят в строгом соответствии с ней.

Так, согласно старинным обычаям, староверы начинают готовиться к смерти заранее. Они подготавливают при жизни гроб, похоронное облачение. Чувствуя скорую кончину, староверцу необходимо исповедаться и поведать о своей последней воле, высказать обиду на родственников или раскаяться в ранее утаенном грехе.

После кончины человека староверы совершают обряды, которые мало чем отличаются от православных. Также принято закрыть материей каждую отражающую поверхность. Омовение тела производят в день смерти и допускается к покойному только человек того же пола. Причем воду после омовения выливают в специально отведенное место, а принадлежности по возможности закапывают в землю.

Некоторые общины по-старому громко оплакивают усопшего. Считалось, что безутешные вопли отпугнут душу от земли и она больше не захочет возвращаться к живым. Зачастую обращались к услугам специальных плакальщиц. Однако многие от этой традиции уже отказались. Похороны у староверов проходят на третий день после смерти, в некоторых случаях, когда лето особо жаркое, могут похоронить в те же сутки, а зимой – отсрочить день похорон.

Обязательным остается отпевание. Его необходимо проводить накануне погребения, в день похорон и непосредственно у могилы перед опусканием гроба в землю.

В стародавние времена внутренним убранством гроба служили опилки, оставшиеся после его изготовления, а подушечку под голову набивали волосами покойного, собранными им на протяжении жизни. Сегодня раскольники предпочитают использовать готовый текстиль для гроба, а подушку можно наполнить листьями.

Руки покойных складывают особым образом: правую руку кладут поверх левой, а из пальцев складывают двуперстие. На левую руку положено одеть четки (как символ лесенки в небеса), под руки вкладывают икону или крест, которые положено убрать перед закрытием крышки.

На прощание приходят все представители общины, а затем провожают гроб с покойным до кладбища, причем транспортировка осуществляется на катафалках.

На опущенный в землю гроб тоже бросают горсти земли перед закапыванием, после чего устанавливают принятый у староверов восьмиконечный крест.

Поминальная трапеза у старообрядцев

Староверы могут провести поминки как до погребения, так и после. В православии такого выбора не предусмотрено. Блюда поминального обеда – это кутья, щи, уха, гороховый или луковый суп, рисовая или гречневая каша. На сладкое – мёд, компот, кисель. Строго запрещено употребление алкоголя, чая и мясных блюд. После похорон поминают на 9-й день, 40-й, на родительскую субботу.

Услуги Городской Ритуальной Службы также распространяются на проведение погребения согласно старообрядческому обычаю. Квалифицированная консультация по вопросам помощи в организации похорон дается круглосуточно по телефону 8 (812) 500-35-77, звонок бесплатный.

Похороны старообрядцев в Петербурге: актуальная информация

Ищете информацию по теме – «Похороны старообрядцев в Петербурге», но не можете найти исчерпывающий ответ? В данной статье мы постарались предоставить подробные данные касательно запроса «Похороны старообрядцев в Петербурге». Если, после прочтения материала, у вас остались вопросы, звоните по телефону круглосуточной линии: 8 (812) 500-35-77, либо получите консультацию онлайн.

Похожие материалы
https://spbgorritual.ru/religiya-i-traditsii/pokhorony-staroobryadtsev-v-peterburge/
Похороны старообрядцев в Петербурге
Похороны старообрядцев в Петербурге
Похороны старообрядцев в Петербурге: Казалось бы, раскольники, староверы, старообрядцы – это все термины из прошлой жизни России. Действительно, внешне очень сложно определить принадлежность человека к той или иной религии, поэтому мало кто задумывается над тем, что среди нас по-прежнему ходят старообрядцы.
Похороны, старообрядцев, в, Петербурге
Казалось бы, раскольники, староверы, старообрядцы – это все термины из прошлой жизни России. Действительно, внешне очень сложно определить принадлежность человека к той или иной религии, поэтому мало кто задумывается над тем, что среди нас по-прежнему ходят старообрядцы. Конечно, они не носят окладистую бороду, стрижку «под горшок», или завязанные под подбородком платки. Они выглядят абсолютно так же как большинство жителей современного города, однако в Северной столице официально существует несколько крупных старообрядческих общин и их численность весьма внушительна. Раскольники в городе на Неве Староверы обосновались в Санкт-Петербурге с первых лет существования города. Известно, что в 1723 году Петр I потребовал обеспечить строительство новой столицы целой армией мастеров, а раскольники издавна славились своим особыми способностями в плотницком, кузнечном деле и иных ремеслах, поэтому в город стекалось огромное количество таких рабочих, которые приходили семьями и общинами. При таком раскладе было проще обжиться на новом месте. Их основные поселения были устроены за пределами Петербурга – на берегу реки Охты. Похороны с погребением на кладбищах СПб и области Отпевание по православному обряду Организация похорон в Санкт-Петербурге и области В период правления Екатерины II им разрешили жить в городе, но платить за это двойной налог. Поскольку староверы – люди трудолюбивые и дисциплинированные, трудностей с деньгами у них не возникало. Более того, в их числе было большое количество крепких купцов-владельцев цехов, артелей, складов, и прочих производств. Поэтому 1837 году община даже получила землю для захоронения своих усопших. Кладбищу дали название по фамилии крупнейших лесопромышленников братьев Громовых, так было создано Громовское кладбище, ныне разрушенное. Расцвет и развитие старообрядческих общин прекратилось с приходом новой власти в 1917 году. Многочисленные церкви, принадлежащие раскольникам, были национализированы или взорваны, кладбище оскверняли мародеры, а самой общине пришлось уйти «в подполье» и вести неприметный образ жизни вплоть до 1982 года, когда было подписано Хельсинское соглашение и община была зарегистрирована как Русская Православная Старообрядческая Церковь Белокриницкого согласия. В ее подчинение постепенно начали возвращать церкви, отдавать новые помещения и выделять участки на городских кладбищах. Похоронные обряды староверов Сегодня некоторые обряды, проводившиеся в течении многих веков, упразднили. Например, больше не выращивают собственноручно лён для изготовления погребального облачения. Также канула в лету традиция самостоятельного вырезания гроба из цельного ствола дерева. Однако в целом погребальная традиция старообрядцев чтится до сих пор и похороны проходят в строгом соответствии с ней. Так, согласно старинным обычаям, староверы начинают готовиться к смерти заранее. Они подготавливают при жизни гроб, похоронное облачение. Чувствуя скорую кончину, староверцу необходимо исповедаться и поведать о своей последней воле, высказать обиду на родственников или раскаяться в ранее утаенном грехе. После кончины человека староверы совершают обряды, которые мало чем отличаются от православных. Также принято закрыть материей каждую отражающую поверхность. Омовение тела производят в день смерти и допускается к покойному только человек того же пола. Причем воду после омовения выливают в специально отведенное место, а принадлежности по возможности закапывают в землю. Некоторые общины по-старому громко оплакивают усопшего. Считалось, что безутешные вопли отпугнут душу от земли и она больше не захочет возвращаться к живым. Зачастую обращались к услугам специальных плакальщиц. Однако многие от этой традиции уже отказались. Похороны у староверов проходят на третий день после смерти, в некоторых случаях, когда лето особо жаркое, могут похоронить в те же сутки, а зимой – отсрочить день похорон. Обязательным остается отпевание. Его необходимо проводить накануне погребения, в день похорон и непосредственно у могилы перед опусканием гроба в землю. В стародавние времена внутренним убранством гроба служили опилки, оставшиеся после его изготовления, а подушечку под голову набивали волосами покойного, собранными им на протяжении жизни. Сегодня раскольники предпочитают использовать готовый текстиль для гроба, а подушку можно наполнить листьями. Руки покойных складывают особым образом: правую руку кладут поверх левой, а из пальцев складывают двуперстие. На левую руку положено одеть четки (как символ лесенки в небеса), под руки вкладывают икону или крест, которые положено убрать перед закрытием крышки. На прощание приходят все представители общины, а затем провожают гроб с покойным до кладбища, причем транспортировка осуществляется на катафалках. На опущенный в землю гроб тоже бросают горсти земли перед закапыванием, после чего устанавливают принятый у староверов восьмиконечный крест. Поминальная трапеза у старообрядцев Староверы могут провести поминки как до погребения, так и после. В православии такого выбора не предусмотрено. Блюда поминального обеда – это кутья, щи, уха, гороховый или луковый суп, рисовая или гречневая каша. На сладкое – мёд, компот, кисель. Строго запрещено употребление алкоголя, чая и мясных блюд. После похорон поминают на 9-й день, 40-й, на родительскую субботу. Услуги Городской Ритуальной Службы также распространяются на проведение погребения согласно старообрядческому обычаю. Квалифицированная консультация по вопросам помощи в организации похорон дается круглосуточно по телефону 8 (812) 500-35-77 , звонок бесплатный.
2021-10-11T05:00:00+03:00
2021-10-11T05:00:00+03:00
2021
ru-RU
Городская Ритуальная Служба
https://spbgorritual.ru/images/logo.png
8 (812) 500-35-77
шоссе Революции, 69к102
132
149